Что такое развитие предприятия (бизнеса)? Общаясь с ростовскими предпринимателями, я заметил такой факт, что каждый из них понимает это словосочетание по-своему. Мне захотелось провести мини-исследование и понять для себя, как наши граждане, ещё вчера бывшие инженерами и научными работниками, в постперестроечную эпоху относятся к таким новым и непривычным понятиям. Как изменилось их сознание и образ мышления? Что, в конце концов, означает выражение «капитализм по-русски»? Честно сказать, взявшись за эту тему я, действительно не знал, как в Ростове воспринимают это всем знакомое словосочетание. Какой потаенный смысл скрывается под формулировкой «развитие бизнеса по-ростовски».
Начав обзванивать близких друзей и знакомых, автор был несколько удивлен тем фактом, что в большинстве своем они не могут чётко ответить на вопрос о том, что же такое «капитализм»? Если этот вопрос задать рядовому ростовчанину, то каждый второй ответит примерно следующее: это форма частной собственности на средства производства (просто частная собственность она и в Древнем Риме еще была). Однако оказалось, что у некоторых предпринимателей, нет даже этих самых средств производства, а зарабатывают они неплохо. Получается, что наши российские бизнесмены смутно представляют себе «ТО», что на протяжении второго десятилетия у нас пытаются «построить», начиная с перестроечных времен и до наших светлых дней.
Ещё хуже дело обстояло с расшифровкой словосочетания «развитие бизнеса». Одни убеждали меня, что «развитие бизнеса» — это когда … ты резко «подымаешься».
Другие, были уверены, что когда… «с каждым годом «конвертируемой», всё больше и больше». Третьи с ходу высказывали не менее экстравагантные идеи.
Давайте вместе попытаемся разобраться, что же такое развитие предприятия (бизнеса)? Я, нашел несколько определений, которые, возможно, помогут нам разобраться в этом непростом случае:
Развитие — необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние.
Бизнес — предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие.
Исходя из этих определений, можно предположить, что «развитие предприятия (бизнеса)» — это необратимое изменение объекта (предприятия) в результате чего изменяются его качественные и количественные показатели.
Причем, как подсказывает логика, «изменения» должны иметь «положительную динамику». Давайте попытаемся разобраться, а что же это такое — «рост компании»?
В связи с этим, мне вспоминается замечательный американский фильм «Уолл-стрит» в котором показана работа спекулятивного фондового рынка Америки середины восьмидесятых годов.
Фраза главного героя (Бада Фокса) при обсуждении перспектив одной из американской авиакомпании имеет непосредственное отношении к нашей теме. А, сказал он следующее: «мы сделаем то-то и то-то (сократим зарплату и издержки) и авиакомпания сразу «вырастет».
Знаковая фраза я бы сказал, смысл которой заключается в том, что при снижении издержек, причем не важно каких, прибыль компании должна возрасти. Так, по крайней мере, должно быть.
Следовательно, если эта авиакомпания — Акционерное общество, то стоимость её акций, естественно должна устремиться вверх. Насколько возрастет её стоимость? Это уже другой вопрос. Не знаю, как в Америке, а в России, где рынок ценных бумаг несоизмеримо мал по сравнению с развитыми странами, заниматься такими прогнозами, конечно, можно и нужно, только ж очень часто они не сбываются в силу разных причин, скорее «политических», не имеющих никакого отношения к бизнесу. Но мы немного отвлеклись. Теперь, мне бы хотелось остановиться на основных критериях «развития» предприятия или бизнеса.
К основным показателям «роста предприятия» я бы отнес следующие:
- Увеличение Активов (капитала);
- Увеличение выручки от реализации;
- Увеличение прибыли;
- Увеличение доли рынка.
К второстепенным показателям «роста предприятия», я бы отнес следующие:
- Увеличение количества сотрудников;
- Увеличение средневзвешенной зарплаты сотрудников.
При этом вышеперечисленные показатели могут, как коррелировать между собой, так и нет. При этом взаимосвязи могут быть самые разные. В большей степени это зависит от стратегии самого предприятия. Но давайте рассмотрим по отдельности интересующие нас показатели.
1. Увеличение (уменьшение) Активов (капитала)
Если проанализировать приведенный баланс предприятия ООО «Красный Валенок», то очевиден тот факт, что Активы предприятия растут, практически по всем статьям.
Активы предприятия ООО «Красный Валенок»
Актив, тыс. руб. | Код строки | 2003 | 2004 |
Актив | |||
1. Внеоборотные активы | |||
Нематериальные активы (04, 05) | 110 | 4,5 | 8,6 |
В том числе: патенты, лицензии, товарные знаки и т.д. | 111 | 4,5 | 8,6 |
организационные расходы | 112 | ||
деловая репутация организации | 113 | ||
Основные средства (01, 02, 03) | 120 | 30 169,0 | 41 021,0 |
в том числе: * земельные участки и объекты природопользования | 121 | 1 548,0 | 2 456,0 |
* здания, машины и оборудование | 122 | 28 621,0 | 38 565,0 |
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) | 130 | ||
Доходные вложения в материальные ценности (03) | 135 | 0,0 | 0,0 |
в том числе: * имущество для передачи в лизинг | 136 | ||
* имущество, предоставляемое по договору проката | 137 | ||
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82) | 140 | 10 000,0 | 10 000,0 |
в том числе: * инвестиции в дочерние общества | 141 | 10 000,0 | 10 000,0 |
* Инвестиции в зависимые общества | 142 | ||
* инвестиции в другие организации | 143 | ||
* займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев | 144 | ||
* прочие долгосрочные финансовые вложения | 145 | ||
Прочие внеоборотные активы | 150 | ||
Итого по разделу 1 | 190 | 40 173,5 | 51 029,6 |
2. Оборотные активы | |||
Запасы | 210 | 31 822,0 | 61 940,0 |
в том числе: * сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16) | 211 | 10 586,0 | 18 684,0 |
* животные на выращивании и откорме (11) | 212 | ||
* затраты в незавершенном пр-ве (издержках обращ.) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) | 213 | ||
* готовая продукция и товары для перепродажи (165, 40, 41) | 214 | 21 236,0 | 43 256,0 |
* товары отгруженные (45) | 215 | ||
* расходы будующих периодов (31) | 216 | ||
* прочие запасы и затраты | 217 | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) | 220 | ||
Дебит. Задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 230 | 0,0 | 0,0 |
в том числе: * покупатели и заказчики (62, 76, 82) | 231 | ||
* векселя к получению (62) | 232 | ||
* задолженность дочерних и зависимых обществ (78) | 233 | ||
* авансы выданные (61) | 234 | ||
* прочие дебиторы | 235 | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в теч. 12 месяцев после отчетной даты) | 240 | 12 000,0 | 16 015,0 |
в том числе: * покупатели и заказчики (62, 76, 82) | 241 | 12 000,0 | 16 015,0 |
* векселя к получению (62) | 242 | ||
* задолженность дочерних и зависимых обществ (78) | 243 | ||
* задолженность участников (учредит.) по взносам в уставной капитал (75) | 244 | ||
* авансы выданные (61) | 245 | ||
* прочие дебиторы | 246 | ||
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) | 250 | 0,0 | 0,0 |
в том числе * займы предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев | 251 | ||
* собственные акции, выкупленные у акционеров | 252 | ||
* прочие краткосрочные финансовые вложения | 253 | ||
Денежные средства | 260 | 44,6 | 39,5 |
в том числе * касса (50) | 261 | 42,0 | 36,0 |
* рассчетные счета (51) | 262 | 2,6 | 3,5 |
* валютные счета (52) | 263 | ||
прочие денежные средства (55, 56, 57) | 264 | ||
Прочие оборотные активы | 270 | ||
Итого по разделу 2 | 290 | 43 866,6 | 77 994,5 |
Баланс (сумма строк 190+290) | 300 | 84 040,1 | 129 024,1 |
Имеется рост по основным средствам, а оборотные активы выросли почти в 1,5 раза (на 53 %). Всё это свидетельствует о том, что активов у предприятия стало значительно больше.
Но, это только активы. Я умышленно не привожу вторую часть формы баланса № 1 (пассивы). Почему? Потому, что нельзя анализировать «рост» активов не учитывая при этом «пассивную» часть баланса, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Такой однобокий подход недопустим, т.к. не исключен тот факт, что «рост» этот связан с полномасштабным кредитованием и возросшей кредиторской задолженностью.
При этом предприятие вообще может не иметь прибыли, работать в убыток, но, тем не менее, активы его могут вырасти, в том числе и нематериальные. Всё это необходимо учитывать при более детальном анализе.
2. Увеличение (уменьшение) выручки от реализации
Наименование показателя/ Наименование предприятия | |||
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности | |||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 10 | 305 123,0 | 368 125,0 |
в том числе от продаж реализации собственной продукции | 11 | 305 123,0 | 368 125,0 |
прочая реализация | 12 | ||
вмен. налог | 13 | ||
Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг | 20 | 259 545,0 | 298 234,0 |
в том числе от продаж реализации собственной продукции | 21 | 259 545,0 | 298 234,0 |
себестоимость прочей реализации | 22 | ||
с/стоимость вмен. налог | 23 | ||
Валовая парибыль | 29 | 45 578,0 | 69 891,0 |
Коммерческие расходы | 30 | 20 123,0 | 35 214,0 |
Управленческие расходы | 40 | ||
Прибыль (убыток) от продаж (строки 010-020-030-040) | 50 | 25 455,0 | 34 677,0 |
2. Операционные доходы и расходы | |||
Проценты к получению | 60 | ||
Проценты к уплате | 70 | ||
Доходы от учпстия в других организациях | 80 | ||
Прочие операционные доходы | 90 | ||
Прочие операционные расходы | 100 | ||
3. Внереализационные доходы и расходы | |||
Внереализационные доходы | 120 | 1 258,0 | 2 365,0 |
Внереализационные расходы | 130 | 652,0 | 145,0 |
Прибыль (убыток) до налогооблажения (стр. 050+060-070+080+090-100+120-130) | 140 | 26 061,0 | 36 897,0 |
Налог на прибыль и иные аналогичные платежи | 150 | 6 254,6 | 8 855,3 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности | 160 | 19 806,4 | 28 041,7 |
4. Чрезвычайные доходы и расходы | |||
Чрезвычайные доходы | 170 | ||
Чрезвычайные расходы | 180 | ||
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 160+170-180) | 190 | 19 806,4 | 28 041,7 |
Если анализировать выручку от реализации, то можно определенно сказать, что имеется тенденции её роста, за год она составила 20,6 %, при этом прибыль предприятия увеличилась с 19,8 до 28 млн. руб. Все это хорошо, однако, если учесть инфляцию, то… она несколько сгладит картину быстрого роста. И опять же встает вопрос, какая у нас в России инфляция? Какую цифру учитывать в наших нехитрых расчетах? «Официальную» или определенную «экспертным» путем? В этом же ключе, можно и чистую прибыль продисконтировать…
3. Увеличение (уменьшение) прибыли
Как мы написали ранее, прибыль предприятия увеличилась с 19,8 до 28 млн. руб. Это хороший показатель. Но, нужно отдавать себе отчет в том, что все четыре рассматриваемых показателя взаимосвязаны между собой.
Хочется остановиться ещё вот на каком моменте. Если предприятие работает с прибылью, то прибыль (в финансовом отчете (балансе)) может «оседать» в виде:
Денежных средств;
Дебиторской задолженности;
Приобретенных активов;
Товарных запасов или других материальных ценностях;
В инвестициях и других долгосрочных вложениях.
При анализе предприятия с этих позиций особое внимание следует обратить, куда именно направлялась прибыль предприятия.
4. Увеличение (уменьшение) доли рынка.
Давайте теперь рассмотрим вопрос о взаимосвязи доли рынка и выручки от реализации? Очевидно, что при ориентации предприятия на все больший и больший «захват» рынка, оно может выбрать стратегию «демпинга» по производимому или реализуемому «продукту». При этом выручка от реализации, как и доля рынка должна возрастать, а прибыль уменьшаться. Но, могут быть и другие варианты.
Однако, очевиден тот факт, что существует прямая зависимость объёмов производимой или реализуемой продукции от той доли рынка, на котором эта продукция реализуется.
Что касается второстепенных показателей, то при росте объемов производства (или сбыта) продукции, бизнес-система усложняется, становится более громоздкой и требует к себе всё большего и большего внимания.
Более того, она становится все более дорогой «в обслуживании», требует дополнительных материальных затрат и ресурсов (в том числе и людских).
Необходимо ещё учитывать и тот факт, что большинство этих показателей напрямую влияют на стоимость самого предприятия или стоимость бизнеса.
Инвестирование прибыли предприятия в его развитие, это, прежде всего увеличение капитала, рост его стоимости. В чем, собственно говоря, и заключается суть капитализма! Остается надеяться, что в насупившем году, «капитализма» в России станет больше, а в зверином его оскале будут элементы очарования.
© Аллавердян В.В., 2005