О малом и среднем бизнесе писать больно. Больно потому, что он как шагреневая кожа скукоживается уже многие годы. Я не берусь сейчас анализировать причины почему так происходит. Почему? Потому что их много, они многомерные и уже все давно проговорены и описаны.
Одна из первых книг, которая глубоко копнула не только «причины» того экономического состояния в котором оказалась Россия называлась «Почему Россия не Америка» Андрея Паршива. Свою актуальность она не потеряла и сейчас. Не стоит наверное писать и о том, что Россия перестает быть индустриальной страной, о том, что действия ЦБ России, нашего родного правительства и иных госорганов направленны, скорее не на развитие экономики, а наоборот на её уничтожение. Всё это видно невооруженным взглядом.
Что осталось от малого и среднего бизнеса после т.н. пандемии?
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в период с августа по но осуществляется субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами. В России действует Федеральный закон N 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где перечислены основные критерии для отнесения организации к субъектам малого и среднего бизнеса.
Так, в России к субъектам МСП относятся те организации, которые соответствуют критериям определенным критериям (это численность персонала и выручка от реализации)
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.05.2020&level=2&fo=&ssrf=&t=1591631338491&t=1591631338491), на май 2020 года, в России насчитывается около 6,035 млн МСП.
Микропредприятия — 5 795 906
Юридические лица – 2 361 636
ИП — 3 434 270
Средние предприятия — 17 042
Юридические лица – 16 745
ИП – 297
На май 2021 г.
Малых и средний предприятий – 5,830 млн. (уменьшение более чем на 6 000 )
Микропредприятия — 5 597 713
Юридические лица – 2 213 218
ИП — 3 384 495
Средние предприятия — 17 658
Юридические лица – 17 352
ИП – 306
Однако, что-то ещё и «открывается», но если из открывшихся вычесть закрывшиеся, то получается «минус». У нас страна с одними минусами: с предприятиями, с населением, с доходами домохозяйств…
Потери, возможно и не так очевидны. Правда статистика не отвечает на вопрос, а из оставшихся предприятий сколько реально работает? Не менее интересный вопрос, а сколько работает с прибылью?
Кто любит копаться в цифрах, добро пожаловать сюда: https://rosstat.gov.ru/ и сюда: https://fedstat.ru/
Да и малый бизнес вроде как и жив, но как обстоят дела на самом деле? На самом деле… дела обстоят не очень и вот почему:
1. Если посмотреть «структуру» бизнеса, то получается, что 65% — это барыги торговля, 14% — строительство, 4% пищевая и легкая промышленность, 4% — сельское хозяйство. Другими словами – производство – около 8% (без строительства). Не уровень математической погрешности, но крайне низкая цифра.
2. У малого и среднего бизнеса «закрыт» доступ к технологиям. Своих средств у него нет, а с кредитами у нас как всегда, «денег нет но вы держитесь». Статистику по кредитам можно посмотреть тут: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/32127/stat_bulletin_lending_2101-08.pdf
Какой же вывод можно сделать?
1. Малый и средний бизнес будет по прежнему торговать и что-то сдавать в аренду.
2. Ничем технологичным он заниматься не будет. У него просто нет возможностей стать более технологичным, ни финансовых, ни других.
3. Малый и средний бизнес потихоньку будет скукоживаться, вытесняться транснационалами и действием властей.
Да, такие вот нездоровые тенденции всего этого безобразия, однако есть ещё одна причина о которой мало что говорят. Какая? Это уровень мышления наших предпринимателей. Точнее – пещерный уровень мышления.
Окружающий мир, давно уже изменился, а они по прежнему одной ногой стоят в 90-х по уровню понимания проистекающих процессов и в 2021 год перескакивать не собираются. Бизнес видоизменяется – они нет и на этот отрицательный фактор, на который мало кто обращает внимание. А зря! Стоя одной ногой в 90-х сохранить «бизнес как бизнес» сегодня будет крайне сложно! Предпринимательское мышление – это специфический тип мышления, предполагающий набор определенных знаний, убеждений. А если набор устарел, как быть? Кто объяснит предпринимателю, что чем более технологичен бизнес, тем (по большей части) он должен быть более маржинален и конкурентоспособен.
А если не идти в «технологичность», удел российского малого бизнеса это минипекарня, лоток на рынке, сапожная будка и тачка с бетонным раствором. Всё! Да… еще изготовление дубликатов ключей из китайских заготовок.
Как быть?
· В первую очередь меняться. Менять привычки, менять мышление, больше читать, заниматься анализом происходящего….
· Не надо забывать, что несмотря на тот факт, что большая часть «рынка» сжимается-уменьшается, тем не менее, появляются новые точки роста, ниши, которые надо искать, чувствовать, возможно и создавать… Развитие бизнеса – дело не одномоментное, долгое.
· Находить людей, которые помогут вам решать эти проблемы…