Никто не будет оспаривать тот факт, что бизнес хотят развивать все или… почти все хозяева бизнеса. Хотят — это даже мягко сказано. Большинство мечтает об “укрупнении”, “расширении”, “открытии “новых направлений” бизнеса и это нормально. Другое дело, что далеко не все видят “каким образом” и “какие действия” необходимо совершить, чтобы выполнить поставленные задачи и достичь поставленных целей. Вот тут, как говорится, и начинается кино… И одна из основных проблем, которая на взгляд Автора “условно сложна” и в большинстве случаем трудно решаема – это наличие концепции бизнеса как таковой. И это плохо!
Плохо, в первую очередь потому, что при отсутствии достаточно взвешенной и продуманной концепции бизнеса в дорогом кафе Вам принесут растворимый кофе в пластмассовом полистирольном стаканчике, в супердорогом бутике не найдется рублевого фирменного кулька, чтобы упаковать, скажем “изделие “ из натурального меха писца, а во многозвездочной гостинице в кассе не найдется мелочь, чтобы с Вами рассчитаться и пожелать счастливого пути.
Уж не знаю почему, но, казалось бы, простые вопросы (приведенные выше или другие) решаются у нас достаточно проблематично или не решаются вовсе. Поэтому… каждый бизнес – от торговли семечками до строительства небоскребов, на взгляд Автора должен иметь свою и только свою неповторимую концепцию. В особенности, если дело касается открытия новых направлений деятельности. Почему?
Можно, конечно долго и нудно писать “почему?”, но один или несколько примеров ответят на этот вопрос куда лучше чем, скажем околонаучный Вузовский учебник, который в большинстве случаев устаревает раньше, чем выходит “в свет”.
Жил да был один успешный предприниматель… Прочитал он в деловом журнале, что гостиничный бизнес набирает обороты и подумал: а не заняться ли мне этим бизнесом? Не построить ли мне сеть мотелей по России? Ведь дело прибыльное! Тут тебе и инвестиции в недвижимость и земельные участки, а это все дорожает! Боже ж ты мой, только подумаешь об этом и уже на душе приятно!
И пригласил он специалиста-инвестиционника обмозговать и рассчитать это дельце прибыльное, и стал специалист вопросы странные задавать. А вопросы были примерно следующие:
- К какой категории будет относиться предполагаемый мотель (гостиница) или сеть мотелей?Сказать по правде… существует ГОСТ Р-50645-94, который “классифицирует гостиницы”, а также ряд других нормативных документов, не ознакомившись с которыми, порой можно и ставить крест на бизнесе. Причем этот перечень требований классификации составлен с учетом СНиП 2.08.02-89,СанПиН 42-123-5774-91.
- Сумма инвестиционных затрат по проекту.
- Количество номеров, их структура.
- Капитальность строения. Коммуникации.
- Предполагаемый перечень услуг.
- Предполагаемая стоимость услуг.
- Штатное расписание, уровень заработной платы, структура предприятия, налогообложение.
- Предполагаемая структура затрат.
Сказать по правде… существует ГОСТ Р-50645-94, который “классифицирует гостиницы”, а также ряд других нормативных документов, не ознакомившись с которыми, порой можно и ставить крест на бизнесе. Причем этот перечень требований классификации составлен с учетом СНиП 2.08.02-89,СанПиН 42-123-5774-91. |
- Сумма инвестиционных затрат по проекту.
- Количество номеров, их структура.
- Капитальность строения. Коммуникации.
- Предполагаемый перечень услуг.
- Предполагаемая стоимость услуг.
- Штатное расписание, уровень заработной платы, структура предприятия, налогообложение.
- Предполагаемая структура затрат.
Этот список можно было бы продолжать и далее, но в этом нет необходимости. Необходимость есть в другом — определиться в концепции бизнеса, и только тогда, с условной долей вероятности, можно получить ответы (или хотя бы “предположения” на вопросы, которые были обозначены ранее). Иначе… вероятность корректности экономических расчетов мизерна, а последующего “инвестиционного залета” достаточно велика.
Так вот, задавал, задавал специалист вопросы собственнику, а в ответ примерно следующее: “да мне бы подешевле все выстроить, да подороже спальные места продавать. Это же не гостиница какая-нибудь, а “просто мотель”. Переночевал и до свидания! А какая концепция будет у ентой самой сети отельно-мотельной? Не важно! Какая получится, такая и будет! Ты считай, дружек, бизнес сам все расставит на свои места!
Специалист убеждал – переубеждал мол, что подход к бизнесу “не совсем верный”, что чревато это всякими проблемами в будущем, но не слушали его, и жизнь со временем действительно все расставила на свои места, но об этом чуть позже.
Итак, с горем пополам было построено 2 мотеля и сервис там, мягко сказать, был ниже среднего, и стали они работать, денежку собственнику бизнеса приносить. Работали, работали, пока аналогичная мысль не пришла другому успешному предпринимателю, но думал он совсем по-другому:
Во-первых, он четко представлял себе, что платят в первую очередь за “удобства и сервис”.
Во-вторых, что не любят у нас платить в принципе и уж тем более переплачивать.
В-третьих, бизнес он открывал свой “на перспективу”. Мало ли, что с “рынком гостиничным” произойдет через год, другой! Не дай Бог ещё и в ВТО влезем, и, буржуинский капитал придет на нашу русскую землю. И будут они здесь строить мотели и отельчики, да ещё и их рекламировать! Это ужасно!
Бизнес свой мотельный сделал он, не то, чтобы уж очень УМНО, а, скорее, ПРАВИЛЬНО!
Обошлось это, безусловно, процентов на 40 дороже, но… эффект от вложений был и ещё какой. Почему? Да потому, что изначально была продуманна концепция бизнеса, и что оказалось? Оказалось, что если незначительно “усилить сервис”, исключить спящий персонал из бизнеса и на пару долларов опустить цену, то Клиент потянется. Так и получилось!
Что касается сервиса, то речь идет не о том, чтобы подносить каждому постояльцу зажженную гаванскую сигару и насильно пихать её в рот, даже если он не курит. Но и чистые полотенца и домашние тапочки – это уже слишком мало, чтобы на душе у Клиента остался приятный осадок.
И не то, чтобы прогорела сеть из 2 мотелей, о которой шла речь в начале, нет, жива она пока и здорова, но изначально в её “концепцию” был спроектирован “сортир во дворе”, а не в номере и это плохо!
А если вдруг надо будет кого “мочить в сортире”, да ещё зимой, где это удобней делать на улице или в помещении? Конечно же, в помещении! Вот в общем–то и вся разница, и время всё расставило на свои места!
Показатели работы 2 мотелей
Таблица № 1
Мотель 1 | Мотель 2 | |
Количество номеров | 25 | 32 |
Категория | * | ** |
Средневзвешенная цена 1 к.м., руб./сутки | 600 | 540 |
Загруженность, % | 60 | 85 |
Рентабельность продаж, % | 20 | 35 |
Как видите, цифры сами говорят за себя, поэтому… как говорили великие эзотерики: “подумай, прежде чем подумать”!
Только не думайте, уважаемые читатели, что отсутствие концепции бизнеса – это единичные случаи. На самом деле, это совсем не так! Наличие концепции бизнеса при реализации инвестиционных проектов – вот это единичные случаи. Такое встречается в нашем, региональном бизнесе, но не так уж часто, как хотелось бы. А жаль!
А пока…строится недвижимость, которую собственники ещё не знают, как использовать. Строятся молокоперерабатывающие заводы при отсутствии основного сырья – молока, озвучены и другие забавные проекты, т.е. определенно можно сказать, что “бизнес развивается”, и жизнь продолжается!
© Аллавердян В.В., 2006