Ни для кого не секрет, что количество Московских и Питерских фирм открывающих свои филиалы в столице Южного федерального округа неуклонно растет. Почему так происходит? Ответ очевиден: коммерческим предприятиям двух мегаполисов, сумевшим за десятилетие аккумулировать львиную долю финансовых и товарных потоков, стало тесно в столицах, и они двинулись в регионы. Кому ж не хочется быть ближе к Потребителю? Данный процесс закономерен и объективен, и остановить его можно, разве что запретительными методами, благо, действующее законодательство это не приветствует. Любой предприниматель знает, что если имеется возможность зарабатывать деньги «на стороне», то почему бы этим шансом ни воспользоваться?
Первой волной интервенции столичных фирм в регионы стало открытие разветвленной банковской сети. Банки и учрежденные ими же страховые компании, контролировавшие не менее 80 % денежного оборота Российской Федерации, буквально ринулись в регионы. Шла борьба за клиентские деньги, деньги вкладчиков и товарно-денежные потоки. Ну и за сферы влияния, разумеется.
Вторым эшелоном двинулись в регионы нефтяники. Результат — развитая сеть современных заправочных комплексов по Ростову-на-Дону и области. Ещё восемь лет назад большинство АЗС принадлежали ростовским собственникам, а ростовские фирмы «Баги», «Ирбис» и «Прогресс» доминировали в Ростове и области. В настоящее время все чаще видишь другие вывески: «Башнефть», «ЛУКОЙЛ», «Мегаполис»… Уже нет тех стометровых очередей, которые выстраивались к двум первым итальянским заправкам, построенным под торговой маркой «ТНВ» (Змееевская балка и выезд на г. Аксай).
Москвичи скупали все, что касается нефтяного бизнеса: заправки, нефтебазы, перспективные «пятна». Всё, что имело отношение к торговле ГСМ, покупая фактически долю Ростовского рынка, которая всегда была достаточно привлекательна.
Третий эшелон — представители торгового бизнеса. Это в основном фармацевтика, стройматериалы, товары бытового назначения и продукты питания. Откройте «Ва-банкъ» на предпоследней странице. Посмотрите на объявления: «Крупном Московской фармацевтической (или торговой) компании требуется…».
Но бизнес — это не только фармацевтика. Это продвижение на рынок товаров и услуг в принципе. Главное спрос и потенциал рынка. Спортивные изделия? Пожалуйста. С появлением спортивного магазина «СпортМастер» была наконец решена проблема с баней на Ворошиловском. Помните полуразрушенную баню, до которой долгие годы никому не было дела и буквально отреставрированную за считанные месяцы? Город стал краше, а у поклонников спорта появилась дополнительная возможность выбора. Верхняя одежда? Дубленки на Буденовском. Есть потребность — есть её решение.
В данной статье мы не будем говорить о крупных региональных промышленных предприятиях и средствах массовой информации, которые и по сей день, переходят из рук в руки. Остановимся на торговых предприятиях.
Почему «Седьмая столица»?
Говорить о том, что весь столичный бизнес ориентирован на столицу Южного федерального округа, было бы некорректно. Конечно же, это не так. Столичные фирмы проникают лишь в те регионы, которые, с точки зрения «зарабатывания» денег наиболее перспективны.
Ростов по ряду объективных причин является таковым. Какие же это причины?
В первую очередь, это относительно высокий уровень доходов по сравнению с другими Российскими регионами и высокая плотность населения, вследствие чего, емкость Ростовского рынка в денежном выражении изначально выше, чем скажем у Перми или Волгограда.
Во вторую очередь, это удачное географическое расположение, что позволяет насыщать товарными потоками, как саму область, так и быть перевалочной базой между столицами и республиками Закавказья.
Что ещё? Развитая транспортная сеть и телекоммуникации. Крупные железнодорожные ветки, автодороги, аэропорт и судоходный Дон.
Развитая банковская сеть, позволяющая проводить платежи в режиме реальном времени. Относительно мягкие климатические условия и, конечно же, либеральная к бизнесу местная власть.
Исходя из этого, можно предположить, что Ростов-на-Дону и Ростовская область, являются одним из немногих Российских регионов, привлекательных для успешного развития как бизнеса вообще, так и торгового бизнеса в частности. И именно поэтому интервенция столичных фирм в наш город и в дальнейшем будет набирать силу.
Теперь, попытаемся разобраться, хорошо это или плохо? Какие негативные и позитивные влечет за собой данный сценарий? Как это отразиться на региональном рынке, на общей экономической ситуации и на ростовчанах?
Рынок.
Ростовский рынок динамичен и изменчив. Иногда капризен. То, что не продавалось вчера, может быть с легкостью распродано завтра, то, что продается сегодня, может…
За примерами, далеко ходить не надо. Всем известно, что если рядом с работающим продуктовым магазином открыть ещё один, то это, негативным образом отразится на первом. Доход его неизбежно уменьшиться. На сколько? Это уже другой вопрос. По аналогии, можно предположить, что приход на Ростовский рынок сторонних хозяйствующих субъектов, так или иначе, приведет с одной стороны к более полному насыщению рынка той или иной продукцией/услугой, а с другой, к возрастающей конкуренции.
Очень зрелищный и наглядный пример — обостряющаяся конкуренция между операторами сотовой связи: Ростовско — Московским «Донтелеком» — МТС, Московским «Билайн» и Питерским «Мегафоном». А появление ещё и «ТЕЛЕ 2 GSM», в конечном итоге приведет к снижению стоимости тарифов и услуг, если не завтра, то в ближайшем будущем. Рынок, хоть и поделен в настоящее время, однако… изменение тарифных планов и другие маркетинговые штучки (в чем преуспевает «Билайн») могут за короткий промежуток времени перетянуть тысячи клиентов. И это хорошо. Ростовский потребитель с каждым годом становится более рассудительным и избирательным, а предоставляемая ему свобода выбора, напрямую воздействует на рынок.
Но, операторы сотовой связи, это частный пример, хоть и показательный. С другой стороны, открывающиеся Московско-Питерские торговые филиалы откусят часть пирога у Ростовских торговых предприятий уже много лет работающих на местном рынке. И это неизбежный процесс. Потребительская платежеспособность, как населения, так и хозяйствующих субъектов небезгранична и появление новой торговой фирмы, обладающей мощными финансовыми и административными ресурсами, приведёт к усилению конкуренции в данном сегменте рынка.
Это касается, прежде всего, ростовских предприятий, которые работают в ликвидных сегментах рынка: алкоголь, табак, продукты питания, фармацевтические препараты. А там, где рынок наиболее развит и структурирован, там и наименьшая наценка, соответственно и валовая прибыль. Если ещё три года назад наценки по оптовым продажам табачных изделий Доской табачки составляли 15-20 % (в летний сезон), то на сегодняшний день это 2-5 %. Данная тенденция не изменится. Чем выше конкуренция, там меньше наценка, следовательно, прибыль. Тогда, можно предположить, что в связи с обостряющейся конкуренцией, часть ростовских торговых предприятий будет зарабатывать меньше денег, чем раньше. Следовательно средств на развитие будет расходываться меньше, следовательно будут экономить на заработной плате, следовательно… Да, не каждый плюс, равноценен минусу.
Власть и налоги.
Плюсы:
С большой натяжкой можно предположить, что вследствие увеличения торгового оборота, как местный, так и республиканский бюджет получит дополнительную налоговую прибавку.
Так ли это на самом деле, известно лишь господу богу и возможно, нашим фискальным органам.
Минусы:
Возможное административное противостояние между органами власти (через проверяющие и контролирующие организации) и сторонними хозяйствующими субъектами. Другими словами — лоббирование со стороны власти интересов влиятельных местных предпринимателей. (примеры)
Именно поэтому, большинство столичных коммерческих структур изначально заручаются административной поддержкой «на местах», а уж потом приступают к открытию филиалов. (примеры)
Занятость населения.
Плюсы:
Столичные компании выходящие на региональные рынки стараются нанять себе лучших менеджеров и оплачивать их труд по более высокой планке, чем большинство Ростовских предприятий. Разница в оплате труда составляет 50, 100, а иногда и больше процентов. Так, например, заявленная заработная плата директора филиала Московской торговой фирмы колеблется от 1000 — 1500 $ . Ростовские фирмы предлагают, не более 600-800 $. Аналогичная ситуация и по другим специальностям. Разница в оплате составляет от 100 до400 $. И это нормально. В связи с этим, возможен рост жизненного уровня наиболее трудоспособной и квалифицированной части населения города. Но, так или иначе — открытие филиальной сети ведет к созданию новых рабочих мест, другое дело, октуда будут перетекать безработные? Не из тех ли предприятий которые…
Минусы:
Ростовские предприятия теряют (в связи с переходом в столичные фирмы) наиболее ценных сотрудников, что в свою очередь может отразиться на их конкурентоспособности.
В данной статье не хотелось бы противопоставлять местные фирмы столичным. Рынок, один на всех. Надо ли приводить примеры, когда достаточно крупные и известные как Ростовские, так и Московские торговые компании, не выдерживали конкуренции и уходили с рынка? Такое было и с транснациональными компаниями. Так, достаточно известная Америкаская фирма Каргилл, несколько лет назад, просто ушла с Ростовского рынка, посчитав его недостаточно перспективным. Так ли это на самом деле, или это была просто отговорка?
Но есть ещё ряд моментов, на которых хотелось бы остановиться подробней. Никто не будет отрицать тот факт, что Московские и Питерские фирмы всегда были более продвинуты во всех отношениях, начиная от подбора персонала и заканчивая продвижением товаров и услуг. А это значит, что у них есть чему поучиться. Учиться, как и каким образом управлять предприятием, чтобы в первую очередь оставаться конкурентоспособными, вне зависимости от того, кто является прямым конкурентом. И складывающаяся ситуация, как раз и способствует тому, что бы Ростовские фирмы учились как…Как управлять, как продавать, как принимать разумные решения, как распорядиться заработанной суммой. Научишься хорошо. Не сумеешь — извини, на твое место придут другие. Выбора практически не остается. Или эволюция или регресс. А как иначе?
Можно, конечно и не согласиться со мной, но данные процессы играют в большей степени положительную роль. От конкуренции, в первую очередь выигрывает конечный потребитель, то есть мы с Вами.
© 2003, Аллавердян В.В.