Очень часто перед предпринимателями встает непростой вопрос: что лучше развивать уже имеющийся бизнес (или подразделение бизнеса) или продать его? Вопрос этот достаточно сложный, но давайте попытаемся посмотреть на него с нескольких точек зрения.
Вначале, давайте посмотрим на проблему с точки зрения «развития». Всем понятно, что любой, уже существующий, бизнес должен развиваться. В статье «Что такое развитие предприятия (бизнеса)?» размещенной на сайте «Инвестиционный Консалтинг» даются основные критерии, по которым достаточно просто можно определить развивается бизнес или, наоборот, стагнирует. Это, прежде всего, рост активов предприятия, выручки от реализации, чистой прибыли и, соответственно, «доли рынка». Если отследить эти показатели в динамике и они «положительны», то, значит, нет причин для беспокойства. А если ситуация несколько иная? Если не наблюдается ни первого, ни второго, ни третьего, то как быть?
Как быть, решит, конечно, собственник бизнеса, но… абсолютно не факт, что это «управленческое решение» будет единственно верным.
Почему? По причине того, что всем свойственно заблуждаться и ошибаться, грешат этим и собственники. А если учесть тот факт, что большинство собственников люди решительные и целеустремленные и «сдаться» в их понимании — это как русскому обрезание сделать, то они будут бороться! Поэтому выход из такой непростой ситуации они, в большинстве случаев, видят только один: искать пути решения, ту самую палочку выручалочку, которая их и спасет от неминуемого разорения. И они ищут, ищут, ищут…
Находят ли? Статистики таковой, увы, нет, но те случаи, которые мне известны, говорят о том, что скорее нет, чем да. В общем, как в песне у Вероники Долиной: «мы все надеялись на чудо, но чудо не произошло». Увы, увы.
Но отбросим эмоции и давайте посмотрим, что происходит с предприятием, которое «неуверенно» чувствует себя на рынке. Достаточно часто складывается такая ситуация, что предприятия работают с убытком. Если это длиться достаточно долго, что же происходит с этим предприятием? А вот, что — у предприятия уменьшаются активы. И это плохо! Это значит, что с каждым месяцем их становится всё меньше и меньше, и, следовательно, предприятие с каждым месяцем обесценивается. То есть, его рыночная стоимость уменьшается, причем, иногда уменьшается кратно.
Исходя из этого, можно сделать неутешительный вывод: чем раньше Ты — российский предприниматель, у которого бизнес находится в «пограничном состоянии», задумается о его продаже, тем больше вероятность, что ты сможешь продать его по более высокой цене, т.е. более выгодно, чем скажем через 3-6 месяцем.
Вопрос в другом, в том, а купит ли это предприятие кто-либо вообще? А если купит, то за какую цену, справедливую или не очень? К сожалению, российский менталитет — капризен, как полугодовалый ребенок. И поэтому решение о продаже бизнеса принимается достаточно тяжело, и, когда оно, наконец, принимается, то оказывается, что действующий бизнес обесценился уже настолько, что вырученных денег едва хватает на раздачу долговых обязательств.
Теперь мне бы хотелось остановиться на основных причинах, по которым продают и покупают бизнес.
Основные причины, по которым продают бизнес:
- Неуклонное снижение доходности. Ресурсов недостаточно, чтобы переломить ситуацию.
- Разногласия, конфликт между собственниками бизнеса.
- Возраст, болезнь, эмиграция.
- Потребность в финансах для решения других, более приоритетных проблем или задач.
Конечно, могут быть и другие, не менее значимые, причины. Теперь давайте назовем несколько наиболее значимых причин, по которым покупают бизнес.
К этим причинам можно отнести следующие:
- Говорят, что купить уже существующий бизнес, проще, чем создать его с нуля. Вы приобретаете помещения, оборудование, технологии, обученный персонал.
- Если приобретаемый бизнес приносит весомый доход, то это выгодно, и это значит, что имеет смысл инвестировать свободные денежные средства в приобретаемые активы (бизнес).
- Иногда… бизнес приобретается, как Клиентская база… или складское помещение… или как «пятно» под дальнейшее строительство.
- В моем понимании, высшим пилотажем является тот случай, когда бизнес приобретается с целью последующей перепродажи. В Ростове такие случаи единичны и участниками таких сделок были московские предприятия.
Примечание:
Что касается первого пункта, то с ним можно и поспорить, потому, что не единожды видел, что «перестроить» уже имеющийся бизнес оказывается так сложно, что порою кажется — создать с нуля гораздо легче и, главное, дешевле.
Другое дело, что, покупая бизнес, покупатель выигрывает во временном ресурсе, что немаловажно. К тому же, в большинстве случаев, покупатель приобретает и клиентскую базу. То, что собиралось по крупицам за время существования бизнеса. Вот она, пожалуй, и есть капитал!
Отдельно хочется остановиться на том, что, покупая бизнес, покупатель в меньшей степени рискует потерять деньги. Он покупает не кота в мешке. У него достаточно времени, чтобы проанализировать ситуации и определиться, стоит ли ему инвестировать свои кровные и заемные или нет.
Правда… бывают и исключения. Ну, а как же без них? Несколько раз был свидетелем того, что «уже существующий бизнес» покупали… переплачивая за него многократно. Вначале меня это несколько удивляло, но когда такая ситуация повторяется трижды, то это уже статистика, которая обрисовывает тенденции рынка купли-продажи бизнеса. Что это за тенденции?
- Рынок купли-продажи бизнеса только-только начинает формироваться.
- На данном рынке не так много покупателей, гораздо больше продавцов.
- У большинства продавцов бизнес находится в стагнирующем или пограничном состоянии.
- Стоимость продаваемого бизнеса в большинстве случаев «средняя», а иногда и «высоко потолочная» и абсолютно не чем не обоснованная.
- В большинстве случаев ни продавцы, ни покупатели бизнеса не прибегают к услугам специалистов по оценке бизнеса. Именно поэтому, кто-то всегда в проигрыше, а так быть не должно.
© Аллавердян В.В., 2005