Мы живем в мире материальных вещей, каждая из которых имеет свою стоимость. Когда заходит речь о залоге или продаже — бизнеса, объекта недвижимости, оборудования или бренда — сразу возникает вопрос, сколько это стоит? Сколько стоят акции предприятия? Тот или иной ростовский “небоскреб”? Объект интеллектуальной собственности, нематериальный Актив, который, иногда, нельзя и потрогать, а между тем, некоторые их них оцениваются в миллиарды долларов…
Около года назад московские партнеры попросили автора этих строк провести переговоры с производственным предприятием, расположенным в области, на предмет приобретения контрольной его доли.
Данное предприятие интересовало их, как источник дешевого сырья для производства пенобетона. Сразу хочу отметить, что Ростовская область рассматривалась как возможное альтернативное место для размещения данного производства, а в качестве основного — Краснодарский Край.
Учитывая тот факт, что москвичи – ребята достаточно прагматичные (не любящие делать предоплату и уж тем более переплачивать), в первую очередь, их интересовала: “цена вопроса”, производственные мощности и качество производимой продукции, а также запасы исходного сырья.
После того, как вся необходимая первоначальная информация была получена и их “теоретически устроила”, самое время начать обсуждать “цену вопроса” и юридические аспекты этой самой покупки. Тем более что выглядело это, как самое настоящее “дружественное поглощение”: собственники бизнеса мечтали “продаться”, а покупатели имели страстное желание обладать…
Автора, как оценщика и специалиста по инвестпроектам, пригласили поучаствовать в переговорах, и эти переговоры мне заполнись надолго, если не навсегда. Самое забавное – это обсуждение стоимости предприятия…
Диалог между собственниками и потенциальным покупателем был примерно следующий:
— В какую цену Вы оцениваете предприятия?
— В 6 млн. рублей.
— Почему именно 6 млн. руб.? Кто-нибудь проводил его оценку?
— ??? Нет.
— У предприятия есть активы на 6 млн. руб.?
— Нет.
— По имеющимся у нас данным “чистые активы” Вашего предприятия близки к нулю…
—???
— Так почему 6 млн. руб.
— ???
Как оказалось позже, стоимость предприятия складывалась самым, что ни на есть, “правильным” способом: просто каждый из собственников хотел “получить” примерно по 100 тысяч долларов США, вот оттуда и 6 млн. рублей.
А то, что предприятие в долгах, как в шелках, так это всё второстепенное. Все настолько просто, что и не надо велосипед изобретать! Разговор простой: нужно предприятие – покупай! Не нужно? Так и нечего нам голову морочить, мы оцениваем его в 6 млн. рублей и все!!!
Исходя из этого факта, можно предположить, что каждый владелец бизнеса имеет право быть не только хозяином, но и немножко фантазером. И это его право, однако… бизнес все чаще и чаще выступает объектом сделки, и, как всякий товар, он имеет свою стоимость. Автор неоднократно был свидетелем случаев, когда за бизнес переплачивали, причем значительно переплачивали. Но бывали случаи, когда и приобретали бизнес за 25-30 % от его реальной рыночной стоимости.
Так как рассчитать эту стоимость? Насколько это сложно?
На самом деле, это сделать не так уж и сложно. Почему? Да потому, что методология давно расписана и апробирована. Изданы несколько десятков учебников, подготовлены и переподготовлены тысячи специалистов-оценщиков. Прописана законодательная база, которая, к сожалению, постоянно мутирует, как вредоносный вирус.
Разработаны стандарты оценки, как российские, так и международные и, тем не менее, каждый оценщик знает, что грамотно оценить бизнес, не так просто, как это расписано в бизнес-литературе.
Но с другой стороны… Я имею в виду то, что грамотно составить отчет об оценке, это пол дела. Насколько “конечная цифра” будет соответствовать действительности? Вот в чем вопрос. Дело даже не в этике оценщика, а в том, что стоимость бизнеса – величина постоянно меняющаяся, и умение “профессионально оценивать” приходит с опытом или… не приходит вовсе.
Хотя, в настоящее время большинство сделок по приобретению и продаже бизнеса заключается примерно так, как это было описано выше. Я имею в виду переговоры по обсуждению рыночной стоимости бизнеса, но осознание того, что можно обращаться к экспертам-оценщикам постепенно приходит, и это один из признаков того, что наш ростовский бизнес постепенно становится все более и более цивилизованным.
В настоящее время при оценке бизнеса используют три основных подхода (на самом деле их больше). Это:
- Доходный подход;
- Затратный подход;
- Сравнительный подход.
Обычно, при оценке предприятия (бизнеса) пользуются доходным и затратным подходами. Применение сравнительного подхода — редкий случай ввиду того, что достаточно сложно подобрать для сравнения предприятия-аналоги. Процесс купли-продажи бизнеса хоть и набирает силу в России, но не носит ещё массового характера, и информация по таким сделкам открыта в большинстве случаев для узкого круга лиц.
Доходный подход
В основе доходного подхода в оценке предприятия (бизнеса) лежит прогнозирование дохода и риска, связанного с получением дохода. Но все мы прекрасно знаем, что заниматься прогнозированием в наше, хоть и относительно спокойное время, дело абсолютно неблагодарное. Большинство предприятий не имеет даже бизнес-плана на текущий год, а некоторые коммерческие структуры на вопрос: “а чем Вы занимаетесь?”. Уклончиво отвечают: “ВСЕМ, ЧТО ПРИНОСИТ ДЕНЬГИ”, при этом, забывая добавить: “в рамках действующего законодательства”.
Другими словами, сегодня торгуем пиявками, а завтра самолетами, т.е. условно… “многопрофильное предприятие”. И вот как для такого спрогнозировать денежный поток? Хороший вопрос, на который сложно получить вразумительный ответ и приходится надеяться лишь на компетентность оценщика.
Затратный подход
Затратный подход в оценке предприятия (бизнеса) рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия, как правило, не соответствует рыночной стоимости.
В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.
При проведении оценки затратным, доходным и сравнительным методом получится три различных результата. Так сколько же стоит бизнес? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исполнить конечный этап оценки — согласование результатов. Как правило, полученные результаты оценки каждым из методов разняться и профессионализм оценщика заключается в том, чтобы правильно расставить весовые коэффициенты, обосновать почему, к примеру, доходному методу присваивается удельный вес – 0,6 (60 %), а затратному – 0,4 (40 %) или наоборот.
Безусловно, в газетной статье, достаточно сложно рассказать об оценочной деятельности и методологии оценки бизнеса. Тема эта интересная и, как я предполагаю, очень важная, особенно для тех, кто собирается покупать бизнес или же продавать или развивать свой. Тем более, если бизнес открывается и развивается с целью последующей перепродажи. Чем не интеллектуальный бизнес – открывать и развивать бизнес для других, зарабатывая на продаже?
© Аллавердян В.В., 2006