Будучи специалистом в области инвестиционного консалтинга и оценки Автор в бескрайних интернет-просторах наткнулся на консалтинговую услугу которая его крайне заинтересовала. Что это за услуга? Это… повышение инвестиционной привлекательности предприятия. В некоторых случаях эта услуга звучала и по-другому – управление инвестиционной привлекательностью предприятия.
Учитывая тот факт, что у нас любят управлять хоть чем-нибудь, я бы ввел в обиход ещё одну услугу, которая на взгляд Автора достаточно востребована в России, это – “УПРАВЛЕНИЕ УМОМ”, или “УПРАВЛЕНИЕ РАЗУМОМ”, но мы отвлеклись… |
Что же такое повышение инвестиционной привлекательности? Признаюсь, что несколько определений, найденных Автором, не совсем адекватно отвечают на вопрос, а что же такое инвестиционная привлекательность в принципе.
Вот эти определения:
- Инвестиционная привлекательность предприятия – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Данные отношения оцениваются совокупностью показателей эффективности аспектов деятельности предприятия, которые разделяются на формальные показатели, рассчитываемые на основании данных финансовой отчетности, и неформальные, не имеющие четкого набора исходных данных и оцениваемые экспертным путем
- Под инвестиционной привлекательностью предприятия понимают уровень удовлетворения финансовых, производственных, организационных и других требований или интересов инвестора по конкретному предприятию, которое может определяться или оцениваться значениями соответствующих показателей, в том числе интеграционной оценки.
Вот прочтешь такое и “все сразу становится понятно”!!! Только после прочтения невольно вспоминается песня В.Высоцкого написанная в далеком 1972 году “Товарищи ученые”:
Товарищи ученые, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.
Такое ощущение, что песня была написана буквально вчера, и мало что изменилось в академической науке, особенно в экономической области. Поэтому, давайте попытаемся разобраться, что же такое “инвестиционная привлекательность” предприятия путем простого, но логического размышления.
Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое “инвестиции” и “инвестиционная деятельность”? Сделать это совсем не сложно, и в этом нам поможет “Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР” № 1488-1. Написано там следующее:
- Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
- Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
Исходя из этих определений, можно предположить, что инвестиционная привлекательность предприятия – это, прежде всего, его возможность вызвать коммерческий или иной интерес у реального инвестора, включая способность самого предприятия “принять инвестиции” и умело ими распорядиться, то есть таким образом, чтобы после реализации инвестиционного проекта получить качественный (или количественный) скачек в области качества производимой продукции, объемов производства, увеличения доли рынка, и т.д., что, в конечном итоге, влияет на основной экономический показатель коммерческого предприятия – чистую прибыль.
Может быть, данное определение не совсем научно, но зато становится понятно, что далеко не все предприятия могут вызвать “коммерческий или иной интерес” у потенциального инвестора и уж тем более способны “умело распорядиться” инвестициями. Однако большинство собственников бизнеса считают по-другому. Они почему-то наивно полагают, что если они задумали что-то глобальное в их понимании, то у инвестора нет иных вариантов, как сделать шаг им на встречу. И ищут они инвестора, ищут. Обращаются и в банки и к “частным инвесторам”, но… почему-то не находят понимания у тех, к кому они обращаются. Причин тут может быть масса, но мне бы хотелось остановиться на основных:
1. Предприятие не является инвестиционно привлекательным.
Инвестиционно привлекательным предприятие может быть в следующих случаях:
а) инвестируемые средства или активы должны вывести предприятие на качественно иной уровень по объемам производства (увеличение в разы), технологиям, качеству продукции и т.д. Поэтому понятно, что отдельно стоящая сапожная мастерская или бакалейная лавка для потенциального инвестора непривлекательна изначально.
б) быстрой окупаемости инвестируемых средств. На взгляд Автора срок окупаемости должен быть близок к следующим величинам для:
предприятий торговли – от 1 до 2,5 лет.
предприятий сферы услуг – от 1,5 до 3 лет.
производственных предприятий от 3 до 5 лет.
инновационные направления бизнеса – от 1 до 2 лет.
в) высокая ликвидность бизнеса, т.е. возможность продать бизнес как единое целое по рыночной цене быстро и без особых головных болей.
г) наличия возможностей для развития предприятия. Возможность предприятия развиваться в смежных областях, увеличивая объемы сбыта, номенклатуру продукции, долю рынка и т.д. по принципу: “сегодня делаем диод, завтра транзисторы, послезавтра микросхемы и т.д.”.
2. Несмотря на наличие определенных активов, финансовое состояние предприятия находится в плачевном состоянии, ведущие специалисты давно разбежались. Остались те, кому бежать некуда. Эдакий юридический полутрупик с изношенным менеджментом и технологическим оборудованием, но с претензиями на миллионные инвестиции, веру в себя и “заграницу, которая нам поможет”.
3. Рынок, на котором работает предприятие, ограничен (локально, законодательно и т.д.), и возможности его роста отсутствуют.
Таким образом, получается, что собственникам бизнеса в первую очередь нужно ответить честно на достаточно простой вопрос: “является их предприятие инвестиционно привлекательным или нет”?
Если “Да”, то нужно досконально прорабатывать бизнес-идею, возможность расширения бизнеса, готовить инвестиционный проект, искать и убеждать инвесторов, что деньги их будут потрачены не зря, а вернуться с весомой прибылью.
Если “Нет”, то не морочить инвесторам голову радужными прожектами. Иначе это будет похоже не на поиск инвестиционного партнера, а на “инвестиционную мастурбацию”.
© Аллавердян В.В., 2006