Приглашать зарубежных консультантов стало модно и престижно! Если фирма готова заплатить за трех или четырехдневное пребывание зарубежного гостя (бизнес-консультанта) около двух или трех тысяч американских долларов, то это говорит о том, что у этой фирмы самые “серьезные намерения “развиваться”, укрупняться, в общем, другими словами “двигаться вперёд” за большей прибылью, новыми клиентами, рынками сбыта продукции (услуг и т.д.).
Я, конечно, могу ошибиться, но первым приглашать бизнес-консультантов в Ростов стал г-н Мельников. Не знаю, насколько они ему помогли в развитии его бизнеса, но могу лишь предположить, что и без их помощи он бы справился. В конце концов, он собственник бизнеса и одному ему виднее, кого приглашать, а кого нет.
Но меня, заинтересовала другая информация, напечатанная в “Город N” (№ 46 от 22-28 ноября, 2006 г.). Речь одет о посещении нашего родного города канадским бизнес-консультантом (Кит МакКерракер), а точнее, публикуется его интервью. В Ростов Кит МакКерракер приехал по приглашению компании “Бизнес Линк” и среди его клиентов такие компании, как “Резон” и “КМ”. Интервью, само по себе достаточно интересное, однако противоречивое. С одной стороны, г-н Кит МакКерракер говорит о том, что… “Не нужно приглашать консультантов сюда и просить их о помощи. Надо самим ехать за границу”, а с другой стороны на вопрос, чем же он реально может помочь ростовским компаниям, он отвечает буквально следующее…
— Я помогаю им во многих сферах, таких как маркетинг и реклама, система продаж, финансовый контроль, работа с персоналом. Но за три недели я не могу многого изменить в компании, я могу лишь внести некоторые коррективы в уже работающее, налаженное предприятие, дать советы по оптимизации бизнес-процессов, их более тонкой настройке.
Вот так и не иначе! То есть, если, Вам надо чтобы Вас проконсультировали “грубо”, не в смысле нахамили, а прошлись по Вашему бизнесу “поверхностно”, то обращайтесь к другим, возможно, к российским бизнес-консультантам. А если Вашему бизнесу нужны “более тонкие настройки”, то тогда к Киту МакКерракеру! И это правильно, чего мелочится!
Буквально месяц назад к моим клиентам в Ростов приезжали представители Нидерландской компании, которые пытаются продвинуть на Российский рынок тепличные технологии, и один из зарубежных бизнес-консультантов (не буду называть страны его место проживания). Так вот, уважаемые читатели, что я Вам хочу сказать… Не умеют буржуины работать на Российском рынке и учиться особо не хотят. Продвигали они свою продукцию настолько коряво, что я был крайне удивлен, что они вообще, хоть что-то успели продать на территории бывшего СССР. По крайней мере, мне так показалось. Их надо консультировать, как и что? Но особенно меня поразил тот факт, что на вполне конкретный и логичный вопрос, мне рассказывали обо всем на свете, но только не о том, о чем спрашивали.
А общение с зарубежным бизнес-консультантом, вообще, оставило пагубные воспоминания. Мы общались через переводчика около полутора часов и из резюме переговоров я вынес лишь то, что у него непростая биография, большой опыт работы за рубежом и то, что один час его “консультации” стоит 40-50 евро в час. Сделав несколько попыток выяснить “на предмет чего” он консультирует, я понял, что “на предмет всего”. Это и возможность привлекать иностранные инвестиции, и поиск зарубежных партнеров (международное посредничество), и открытие совместных предприятий, но… только деньги (за услуги консультирования) вперед и никаких гарантий. Все это напоминало любимый анекдот российских филологов:
На базаре стоит колоритный кавказец и торгует пирожками. К нему подходит мальчик и спрашивает:
— Дядя, а с чем у Вас пирожки?
— Малчик, нэ видишь написано “ПИРОЖОК БЭЗ НИЧТО”
Так, что весь этот “забугорный консалтинг”, на взгляд автора можно именно так и назвать — “ПИРОЖОК БЭЗ НИЧТО”. Что они с легкостью могут научить простого главного бухгалтера “оптимизировать налогообложение” предприятия или подсказать генеральному, где взять денег “быстро, надолго и под небольшой процент”? Да никогда!
На взгляд автора, приглашение зарубежных бизнес-консультантов просто стало модно! Так же модно, например, как собирать антиквариат, быть членом дорогого элитного клуба, либо играть в гольф, либо… что-нибудь ещё не менее экстравагантное, но обязательно очень дорогое. К тому же это хороший ход для PR компании и не более того…
Безусловно, я допускаю, что за рубежом немало грамотных специалистов в различных областях деятельности. Вот только я с трудом могу себе представить, как зарубежный специалист может консультировать российское предприятие, не зная ни российского менталитета, ни возможностей “взаимодействия с административными структурами”, ни специфики регионального рынка, отдельных его сегментов, ни законодательства, ни налогообложения, ни много, многого другого.
Я, как автор статьи и собственник небольшого консалтингового бизнеса, ещё не знаю случая, когда зарубежный бизнес-консультант внес серьёзную лепту в развитие ростовского бизнеса, но, возможно, такие случаи были. Если это действительно так, то думаю, что региональная бизнес-газета “Южная столица” с удовольствием об этом напечатает. Аналогичную информацию автор обещает разместить на сайте Инвестиционный Консалтингглавным редактором которого является.
А был ли мальчик? Вот в чем вопрос…
© Аллавердян В.В., 2006