Требования и рекомендации по составлению бизнес-планов.
1. Обзорный раздел (резюме)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Резюме должно включать следующую информацию:
- Меморандум о конфиденциальности проекта.
Проект
- Краткое описание сути проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении уже существующего предприятия (производства).
Бизнес
- Наименование предприятия, организационно-правовая форма предприятия, вид деятельности;
- Краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста;
- Преимущество продукции предприятия, собственные ресурсы компании;
- Перечень основных владельцев (распределение акций, долей);
- Почтовый и фактический адрес предприятия, телефон, факс, E-mail, интернет сайт;
- Банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета).
Руководство и персонал
- Фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя предприятия;
- Среднесписочная численность работающих на предприятии;
- Насколько укомплектован штат? Потребность в трудовых ресурсах?
- Каков образовательный уровень администрации, менеджеров, производственных рабочих?
Рынок
- Описание рынка, на котором работает предприятие;
- Существующая емкость рынка, тенденции (рост/стагнация);
- Внутренний и/или международный;
- Предполагаемая доля рынка предприятия (по подтвержденным оценкам) на начало и по окончании проекта.
Финансирование
- Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
- Прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три последующие года;
- Проектирование начала поступления прибыли;
- Какие доходы предполагается получить, за какой период времени?
- Ключевые экономические показатели эффективности проекта.
2. Описание предприятия
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
- Цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
- Финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время, показатели финансовой эффективности предприятия за 3 последних года;
- Основные достижения предприятия;
- Организационная структура и кадровый состав;
- Тенденции в сбыте продукции в ближайшее время и в перспективе;
- Какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие?
- Объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
- Какова доля предприятия на рынке, и каковы тенденции?
- Сезонность;
- Как увеличить долю предприятия на рынке;
- Используемые ноу-хау;
- Территориальное расположение клиентов;
- Уровень технологии;
- Анализ издержек;
- С какими проблемами сталкивается предприятие;
- Анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента);
- Географическое положение предприятия;
- Ближайшие транспортные магистрали.
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Характеристика продукции:
- Функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
- Примеры использования продукции;
- Технологичность;
- Универсальность;
- Соответствие продукции принятым стандартам;
- На какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
- Требования к контролю качества;
- Требования к подготовке пользователей;
- Требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
- Имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
- Патентно-лицензионная защита.
Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:
- Описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;
- Почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;
- Принципы ценообразования конкурентов;
- Способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
Исследования и разработки:
- Цели и описание планируемых НИОКР;
- Существующие технологические риски;
- Технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;
- Оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
- Условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;
- Уровень запасов;
- Производственная кооперация.
4. Анализ рынка
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
Характеристика рынка:
- Размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);
- Уровень и тенденции развития рынка;
- Динамика цен на рынке за последние 5 лет;
- Специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
- Независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- Предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;
- Планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
- Особые цели на рынке.
Характеристика потребителей продукции:
- Тип потребителя (покупатели, производители, самостоятельные (единичные) потребители и т.п.);
- Их географическое расположение;
- Их мнение о продукции.
Стратегия продвижения продукции на рынок:
- Расчет и обоснование цены, ценовая политика;
- Система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;
- Реклама;
- Стимулирование сбыта;
- Сервисное и гарантийное обслуживание;
- Связи с общественностью.
Характеристика конкурентов:
- Перечень предприятий — основных конкурентов;
- Их сильные и слабые стороны;
- Их финансовое положение;
- Уровень технологии;
- Удельный вес в обороте рынка;
- Используемые конкурентами стратегии маркетинга;
- Возможная реакция конкурентов.
5. Производственный план
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса должно отразить:
- Обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
- Потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- Потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
- Потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
- Требования к источникам энергии и их доступность;
- Требования к подготовке производства;
- Возможности совершенствования технологии производства;
- Требования к контролю качества на всех этапах производства продукции. Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
- Административный персонал;
- Инженерно-технический персонал;
- Производственный персонал;
- Условия оплаты и стимулирования;
- Условия труда;
- Структура и состав подразделений;
- Обучение персонала;
- Предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
6. План сбыта
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:
- Цену продукции;
- Методы ценообразования и установления гарантийного срока;
- Схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
- Размеры скидок;
- Время на сбыт;
- Уровень запасов;
- Процент потерь;
- Условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
- Время задержки платежа.
7. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.;
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- планом движения денежных средств (Кэш-Фло);
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
8. Анализ чувствительности проекта
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта. Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой.
Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности, break-even point). Уровнем безубыточности называется отношение «безубыточного» объема УБ продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) на некотором шаге т к проектному. При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции на шаге т могут быть разделены на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.
Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для цены основного используемого в производстве сырья.
9. Экологическая и нормативная информация
В бизнес-плане должно содержаться достаточно сведений относительно экологических аспектов проекта, чтобы можно было оценить его экологические последствия, в т.ч.:
- Местонахождение объектов проекта;
- Использование земли отведенной под объект в прошлом и в настоящее время;
- Описание строительных работ или физических изменений, связанных с проектом;
- Предлагаемые меры по смягчению воздействия на окружающую среду или её улучшению;
- Заявление о распределении обязанностей при любом загрязнении и/или ответственности за него;
- Размеры штрафов за загрязнение окружающей среды;
- Любые заявления предприятия об его экологической политике.
Следует дать описание распространяющихся на проект общегосударственных, региональных и местных требований, связанных с защитой окружающей среды, охраной здоровья персонала и обеспечением техники безопасности.
Инвестор должен оценить нормативную базу реализации предлагаемого проекта. Необходимо осветить следующие аспекты:
- Какие правительственные лицензии или разрешения потребуются для выполнения проекта, каким образом предприятие намеревается их получить и сколько на это потребуется времени;
- Каков характер ввозных тарифов и квот;
- Наличие ограничений на импорт на рынках сбыта за рубежом;
- Структура тарифов на коммунальные услуги;
- Специфические аспекты ценообразования.
ПРИЛОЖЕНИЯ
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключение аудиторов (включая аналитическую часть);
- подробные технические характеристики продукции;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
- отзывы авторитетных организаций.
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
- фотографий или видеоролика образцов продукции;
- копий авторских свидетельств, патентов;
- плана предприятия;
- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.