Мне часто задают вопрос по поводу переработки резиновых покрышек в аспекте открытия именно такого бизнеса. Почему? Причин несколько… Недорогое оборудование, и…сырьё валяется где попало… Так-то оно так, но давайте посмотрим на эту проблему с позиции цифр…
Итак, сырье. Начнем именно с него.
Рассмотрим, какой объем сырья можно собрать в моем родном городе Ростове-на-Дону.
При проведении этого маленького исследования использовались следующие источники: интернет материалы маркетингового исследования “Маркетинговые исследования рынка переработки шин” проведенных московской фирмой “Research.Techart” (тел: (495) 663-32-62, (495) 663-32-62) и другие статистические материалы.
Допущения и ограничения: математические расчеты и, следовательно, полученные результаты рассчитаны эмпирическим путем согласно предположениям и статистической информации, полученной в открытых источниках. При этом, я буду опираться на статистические материалы 2009-2010 годов. С тех пор ситуация несколько изменилась, но полагаю, что незначительно.
Исходное сырьё
Исходным сырьем для производства резиновой крошки являются изношенные автомобильные шины. По итогам первого полугодия 2010 года российский шинный рынок оценивается в 55,4 млрд. руб. Суммарный объем поставок автомобильных шин всех видов составил 17,8 млн., штук, что на 21% превысило показатели аналогичного периода 2009 года (14,7 млн. штук). Эта положительная динамика позволяет сделать вывод, что после пикового кризисного падения спроса в первом квартале 2009 года рынок встал на путь восстановления. Впечатляющие объемы прироста объясняются не только низкими показателями 2009 года (в первом полугодии 2009 года на рынок РФ было поставлено на 47% меньше шин, чем в 2008-м), но и сформировавшимся в ушедшем году фактором отложенного спроса, который начал оказывать влияние на шинный рынок уже в январе 2010. Тем не менее, несмотря на очевидный рост, текущие рыночные показатели серьезно уступают уровню 2007-2008 годов и соответствуют показателям пятилетней давности.
Емкость российского рынка автомобильных шин, млн. шт.
В первом полугодии 2010 года на российский рынок было поставлено 13,1 млн. шин для легкового транспорта (на 16% больше, чем 2009 году), грузовых шин – 2,4 млн. штук (на 38% больше, чем в 2009 году), шин для легкой коммерческой техники – 1,8 млн. штук (на 30% больше чем 2009 году), шин для сельскохозяйственной и индустриальной техники – 0,5 млн. штук (на 47% больше, чем в 2009 году).
Резкая положительная динамика в сегменте грузовых шин во многом объясняется значительным, по сравнению с другими сегментами, объемом сокращения в 2009 году. Если сегмент легковых шин потерял за прошедший год в целом 35%, то сокращения в сегменте грузовых шин составили более 40%.
Структура автотранспорта
Рис. 1 Емкость российского рынка автомобильных шин по группам продукции, млн.шт.
Таблица № 1. Структура автотранспорта.
|
1 пг. 2008 г. |
1 пг. 2009 г. |
1 пг. 2010 г. |
|||
|
млн. шт. |
доля, % |
млн. шт. |
доля, % |
млн. шт. |
доля, % |
Легковые |
21,0 |
75 |
11,3 |
77 |
13,1 |
74 |
Грузовые |
3,8 |
14 |
1,7 |
12 |
2,4 |
13 |
Легкогрузовые |
2,4 |
9 |
1,4 |
9 |
1,8 |
10 |
ОТR |
0,8 |
3 |
0,3 |
2 |
0,5 |
3 |
Итого |
28,0 |
100 |
14,7 |
100 |
17,8 |
100 |
Российский рынок автомобильных шин в I полугодии 2010 года по типам шин, млн.шт.
О чем говорят эти цифры? В первую очередь о том, что рынок шин подвержен сильным колебаниям и, напрямую, зависит от дохода, как предприятий, так и физических лиц. Данные по ёмкости рынка сильно рознятся, но большая часть специалистов оценивает его в 40 -45 млн. шт., хотя есть и оценки в 60 млн. шт.
Частота приобретения шин у Ростовских автолюбителей
Рис. 2 Частота приобретения шин у Ростовских автолюбителей
Приведенный график по своему виду напоминает “Распределение Гаусса”. Исходя из этого, мы можем сделать предположение, что большая часть автовладельцев меняет шины 1 раз в 18 мес., т.е. поправочный коэффициент покупки шин к их замене в год будет составлять = 12/18 = 0,66667.
Расчет ёмкости рынка сырья по г. Ростову-на-Дону, исходя из имеющегося парка автотранспортных средств.
Справочно: Региональное распределение парка легковых автомобилей в 2010 г.
Таблица № 2.
№ п/п |
Регион |
Количество |
Относительная доля |
1 |
Москва |
2 400 508 |
10,1 |
2 |
Московская область |
1 205 165 |
5,0 |
3 |
Cанкт-Петербург и Ленинградская область |
1 162 089 |
4,5 |
4 |
Kраснодарский край |
929 385 |
4,3 |
5 |
Pостовская область |
696 171 |
3,1 |
6 |
Tюменская область |
639 359 |
2,9 |
7 |
Самарская область |
639 268 |
2,8 |
8 |
Свердловская область |
569 683 |
2,1 |
Таблица № 3. Количество автотранспорта по г. Ростов-на-Дону
2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Легковые автомашины | 248 534 | 273 332 | 292 218 |
Грузовые автомашины | 39 270 | 42 197 | 39 557 |
Таблица № 4. Динамика роста / радения автопарка г. Ростов-на-Дону
2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Легковые автомашины | 248 534 | 273 332 | 292 218 |
Грузовые автомашины | 39 270 | 42 197 | 39 557 |
Таблица № 5. Автопарк г. Ростова-на-Дону на 2014 год (прогноз)
Прогноз на 2014 г. | |
Легковые автомашины | 315 000 |
Грузовые автомашины | 41 000 |
Таблица № 6. Средний вес изношенных шин.
Изношенные шины | ||
Килограмм | Количество в тоне | |
Легковой автомобиль | ±6,0 — 7,2 | 140 — 165 |
Вэн/Джип | 9 — 11 | 90 — 112 |
Грузовой автомобиль | ±40 — 70 | 15 — 25 |
Строительный/ Сельскохозяйственныйтранспорт | 85 | 12 |
В расчетах принимаем:
Вес легковой – 6,6 кг.
Вес грузовой – 50 кг.
Таблица № 7. Выход сырья.
|
На 2009 г. |
Прогноз на 2014 г |
Количество шин идущих в утилизацию (*4) , шт. |
Выход сырья, тонн |
Легковые автомашины |
292 218 |
315 000 |
840 000 |
5 544 |
Грузовые автомашины |
39 557 |
41 000 |
109 333 |
5 467 |
|
|
|
|
11 011 |
Итого, сырья (15%) от общего объема |
1 652 |
Предполагаем, что из этого количества мы соберем 15 %.
Получаем сырья в размере – 1 652 тонн.
Выводы:
Приведенные расчеты показали, что при сборе около 15% покрышек грузового и легкового транспорта ёмкость рынка исходного сырья для производства резиновой крошки составит около 1 600-1 700 тонн/год. (без учета использованных автопокрышек предыдущих лет).
Получится ли собрать более 15%. Возможно, что да, но…. Часть покрышек будут грязными (грязь, масло и другие загрязнения) и в связи с этим, их необходимо будет подвергать отчистке. А, что это значит? Это значит, что это дополнительные инвествложения, дополнительный штат персонала, ну и покрышки после мойки надо сушить. А это ещё и энергозатраты.
Но пускай 1 700 тонн… А если потребность в данном виде сырья? Резиновая крошка – это специальные фракции, изготовленные из автомобильных покрышек или других резинотехнических материалов. Фракции в зависимости от предназначения могут быть разного размера. Это только пишут, что область применения резиновой крошки достаточно велика. Да велика, но ёмкость рынка подобных изделий крайне низкая, поэтому, если и заниматься или открывать подобный бизнес, то исключительно под долгосрочные договора сбыта резиновой крошки.
Да, помимо крошки в отходах ещё есть и металл. Металл в плане продаж, достаточно ликвиден, но не в таком виде. На переплавку он не пойдет, т.к. «сгорит» в печи и в финансовом плане, данный бизнес он не вытянет.
© Аллавердян В.В., ООО «Оценочно-консалтинговая компания «ИКР-Консультант», 2014 г.
Написано специально для проекта www.openbusiness.ru