Как правильно выйти из БИЗНЕСА?
— Валерий Владимирович, есть множество прогнозов по поводу того, как мировой финансовый кризис отразится на работе российских и в т.ч. Ростовских предприятий, банковской сфере — от оптимистических до пессимистических. Многие предприятия в настоящее время уже столкнулись или в ближайшее время столкнуться с реальной угрозой банкротства. Как вести себя грамотно в такой ситуации?
— На мой взгляд, реальная угроза массового банкротства предприятий имеет перед собой определенные основания, и возникла она в первую очередь из-за того, что практически все предприятия с одной стороны «перезакредитованы», т.е. под все без исключения, имеющиеся ликвидные[1] и около ликвидные активы получены ссуды в банках.
С другой стороны, в большинстве случаев, генерируемый денежный поток (и соответственно маржинальная прибыль) в значительной степени сократился, что не позволяет некоторым предприятиям даже оплачивать текущие операционные расходы, не говоря уже о погашении ядра кредита. Более того, привлеченные деньги вложены в активы, которые стремительно дешевеют, а некоторые, не генерирую денежный поток вообще или генерируют, но не «поток», а «ручеек», которого явно не хватает на обслуживания долговых обязательств.
Сложившаяся ситуация говорит о явном неблагополучии практически любого сегмента Российской экономики. А если ещё учесть тот факт, что большая часть предприятий малоэффективна, то картина складывается, прямо скажем не радужная.
Как вести себя руководителю (или собственнику бизнеса) в такой ситуации? В первую очередь абсолютно беспристрастно оценить текущие тенденции, провести диагностику своего бизнеса и принять… в большей степени «политическое» решение: работать дальше в том же сегменте и, так же как и ранее или вообще, «выйти из бизнеса» с минимальными потерями.
— Что Вы подразумеваете под выражением «выйти из бизнеса с минимальными потерями»?
— Очевиден тот факт, что если предприятие «работает в минус» и имеет весомые долги (а такая ситуация не единичный случай), то логично предположить, что чем дальше оно будет заниматься «финансово-хозяйственной деятельностью», тем больше у него будет конечный убыток.
Конечно, каждый собственник надеется, что «ситуация выправится», предприятие (или группа компаний) заработает с прибылью, но это только его пожелания, как правило не подкрепленные доказательной базой и поэтому принятие «политического решения о выходе» и «умение выйти из бизнеса» в конечном итоге может сократить последующие потери. Но, как правило, такие решения собственниками будут приниматься очень и очень неохотно. Возможно, под давлением кредиторов или иных обстоятельств. Да и сам процесс выхода может затянуться от нескольких месяцев до года.
— Получается, что перед собственниками стагнирующего бизнеса не так уж и много вариантов для принятия единственно верного решения?
— Получается, что так. Основные варианты можно пересчитать по пальцам. Это или: попытка «спасения бизнеса», возможная его продажа или банкротство предприятия в соответствии с действующим законодательством.
Попытка спасти бизнес, дело конечно благородное, но не всегда предпринимаемые усилия могут привести к положительному результату. Чтобы ответить на вопрос «можно» или «нельзя», необходимо провести тщательную диагностику работающего бизнеса. Разобраться, насколько он эффективен, технологичен, конкурентоспособен. Только после этого делать какие-то выводы о его дальнейшей судьбе.
Кризис перетасовал карты. Возможности, которые ещё вчера казались незыблемыми, сегодня безвозвратно потеряны, а для адаптации к новым условиям необходимо время, карды, финансы. Как правило, если чего-то не хватает, все начинается сыпаться как снежный ком. Чтобы «спасти бизнес» необходимы не только «правильные» управленческие решения, но ещё и ресурсы, и в т.ч. и временные. Да и предприятия, как бизнес-системы развиваются по определенным законам (законы развития систем) которые прописаны в книгах по ТРИЗ[2]. И если предприятие, как система находится на третьем этапе своего развития, то надо честно признать тот факт, что у такого предприятия (как и у некоторой части существующих бизнесов) мало шансов выйти из кризисной ситуации (в котором оно находится), какие бы усилия и финансовые вливания оно не получило.
Попытка продажи бизнеса тоже возможна, но в настоящий момент маловероятна. Говорить о том, что «бизнес с долгами» (да и без долгов) может заинтересовать потенциального покупателя (с деньгами) в то время, когда большая часть предприятий испытывает «финансовый голод» — смело! Это должны быть сверхинтересные активы, а в нашем регионе их не так много. К слову сказать, активы, казавшиеся ещё в августе 2008 г сверхинтересными, сегодня продаются с дисконтом в 50%.
Таких счастливчиков как Е. Чичвакин и М. Прохоров успевших продать свои бизнесы единицы, и, пожалуй, в ближайшее время других уже не будет. На «падающем рынке» никто особо и не стремиться ничего купить, так как завтра будет дешевле! И мы уже никогда не узнаем, это было везение или трезвый расчет.
Остается последний вариант — банкротство предприятия в соответствие с федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ в котором прописан регламент отношений предприятия-банкрота при его неспособности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
— Тем не менее, Вы не отрицаете тот факт, что возможно найдутся структуры, рассматривающие кризис как хорошую возможность «по бросовым ценам» приобрести чей-то бизнес, тем более по ценам, по которым в мирных, в «докризисных» условиях ни кто и не мечтал?
— Конечно, не отрицаю. Кризис — это всегда передел собственности. Предполагаю, что уже к концу года наметятся тенденции, когда к реализации будет выставлено по «бросовым ценам» достаточно большое количество активов (в т.ч. находящихся в залоге у банков) на которые просто не будет покупателей.
А если часть этих активов находится в залоге, то с ними надо будет что-то делать. В первую очередь сохранить как актив, а во вторую, попытаться реализовать его или начать «эксплуатировать» (попытаться получить хоть какую-нибудь прибыль).
Но финансовым структурам «неинтересно» возиться с активами, которые по стечению обстоятельств уже стали или возможно станут их достоянием, и решений этой проблемы не так много. Или реализовать по той цене, по которой реально купят, т.е. с громадным дисконтом (что чревато серьезными потерями для банка), или создание структуры по управлению активами, что достаточно затратно. На мой взгляд, если предприятие ещё подает признаки жизни, банки будут «договариваться» с должниками, что, безусловно, на руку должникам. Отсюда следует, что банки, фактически станут заложниками своими же руками выданных кредитов. А, что делать? Перед ними ставили план, который они старались выполнить.
— Если отбросит продажу бизнеса как такового, то остается всего два варианта: либо попытка сделать бизнес прибыльным и рассчитаться с кредиторами, либо банкротиться? Получается, третьего не дано?
— Получается, что так!
— Какие же действия необходимо совершить в первую очередь?
— Для окончательного принятия решения «по какому пути идти» необходим глубокий и всесторонний анализ ситуации сложившегося на предприятии (или в группе компаний).
Всё зависит от конкретной ситуации предприятия оказавшегося в непростых условиях, от его финансового состояния, наличия и структуры активов, пассивов, имеющейся инфраструктуры, ситуации на рынке, способности генерировать денежных поток, возможностях и других, не менее важных факторов. И только после всестороннего анализа принимать взвешенное решение, основанное на конкретных аналитических выкладках и не по наитию. При этом, необходимо помнить, что если бизнес убыточен, то время работает не на Вас.
— Существует мнение, что вот-вот наступит «дно кризиса» о котором многие говорят и, что Российская экономика вновь начнет набирать обороты. При этом прогнозы по времени наступления этого дна строятся самые разные: 4 квартал этого года, конец следующего
—- На мой взгляд, все рассуждения о так называемом «дне» преждевременны и постараюсь объяснить почему. Всё это напоминает очень милый анекдот про экономистов, когда ни кто ничего не может ни понять, ни осмыслить, и уж тем более предсказать (спрогнозировать):
«Встречаются два экономиста.
Один другому:
— Ты понимаешь, что происходит?
— Конечно, сейчас я тебе все объясню!
— Нет, нет, объяснить я и сам могу, я спрашиваю, ты понимаешь, что происходит?!».
Объяснить, без сомнения можно всё: Что произошло? По какой причине? Кто является виновником столь разрушительной перетряске всей мировой финансовой системы? Такие попытки уже делались. Делались не раз. Такую попытку ещё в январе сделал премьер В.В. Путин на открытии Всемирного экономического форума в Давосе. Жаль только, что это выступление осталось незамеченным. Ну, а понимание, как всегда приходит с опозданием…
Во-первых, данный кризис — это очередной передел собственности. А «передел» не происходит быстро, одномоментно. Для этого необходимо как минимум полтора — два года.
Во-вторых, существует мнение, которого придерживаюсь и я, что кризис, который разыгрался на мировых экономических просторах — управляем, и его «окончание» в меньшей степени зависит от прогнозов политиков, аналитиков и экспертов-экономистов всех мастей. Поэтому обоснование и прогнозирование каких-то сроков, дат, цифр, относительно роста или рецессии экономик по меньшей степени бесперспективно по причине влияния на эти факторы абсолютно нелинейных процессов. Данную ситуацию можно выразить прекрасной метафорой Роберта Л. Хатчингса[3]: «При линейном анализе невозможно представить себе, как из гусеницы получается бабочка, для этого нужен скачок воображения».
Интервью брала Наталья Кондратенко.
[1] Ликвидные активы — активы, которые быстро можно обратить в денежные средства.
[2] Теория решения изобретательских задач.
[3] Роберт Хатчингс (1882 — 1945), американский ученый, один из пионеров ракетной техники и космонавтики, основоположник создания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). 16 марта 1926 впервые в мире произвел пуск ракеты с ЖРД. Труды по теории космонавтики. Автор многих изобретений в различных областях ракетной техники.