Инвестиционный консалтинг

Корпоративная культура: минус или минусы?

Корпоративная культура — способ и средство создания
самоподдерживающейся, саморазвивающейся организации.

Однажды, мою знакомую пригласили на третье по счету, заключительное собеседование в очень крупную и серьёзную компанию. Проводила его представительница, специально откомандирована для этих целей из столицы нашей Родины. Кульминацией собеседования, длившегося более часа, стал следующий монолог:
— Вы готовы стать частью “N- ой” компании, жить её жизнью, руководствоваться её целями, принимать участие в корпоративный мероприятиях, хранить возвышенный образ компании в своем сердце, безоговорочно разделять ценности компании, всегда помнить о миссии компании, стремиться получить как можно больше удовлетворения от работы, жить в соответствии со стандартами компании и т.д.?

По “корпоративному замыслу” предполагалось, что окрылено-осчастливленный кандидат ответит безоговорочным и торжественным согласием, но в ответ прозвучало “нет” и московская дама (кадровых дел Мастер) на несколько минут потеряла дар речи…

Что же произошло? Почему это вдруг простая ростовская девушка, не захотела “влиться” и “получить удовлетворение”? Могу высказать лишь свое предположение, что у части наемных работников словосочетания “корпоративная культура” и “миссия организации” вызывают стойкую и нескрываемую аллергию и прочие негативные реакции. Вероятно, у них в голове сразу всплывают образы девушек, вынужденных носить колготки в сорокоградусную жару, отвечать назубок заученными фразами и растягивать губки в улыбке на “стандартное” количество миллиметров. Проводить свои выходные в кругу коллег имитируя… нет, не оргазм, а нескрываемое веселье по поводу очередной корпоративной даты.

Конечно, мы не Япония, и у нас пока не поют гимны предприятий на утренних планерках, но в некоторых особо продвинутых финансовых институтах, такую практику пытались привить. Осмелюсь предположить, что и в дальнейшем такие попытки будут повторятся снова и снова.

Вообще, у нас высший менеджмент, занимающийся “вопросами развития”, постоянно пытается, что-то внедрить или “развить”, т.е. хоть как-то отработать свою зарплату, имитируя внедрения и нововведения. Причем, в большинстве случае, ему всё равно, что именно внедрять. Например… управленческий учет, или расписать бизнес-процессы, или корпоративную культуру подтянуть. Выбор-то не очень богатый.

Конечно, в этом нет ничего плохого. Я имею ввиду внедрение “управленческого учета”, но словосочетание “корпоративная культура”, звучит как-то нелепо, так же нелепо, например, как “корпоративная грамотность” или “корпоративная вежливость”. Абсурдно, но по-новому. Культура-то или грамотность она либо есть, либо…

Когда мне случается оказаться в роли клиента в одной из организаций, где доминирует корпоративная культура и корпоративный стиль, то невольно вспоминаются знаменитые романы-антиутопии двадцатого века, вроде Замятинского “Мы”, где Единое Государство поставило себе цель проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение, разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной, потому что линия Единого Государства — это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая — мудрейшая из линий… А к гражданам обращались не иначе, как “Уважаемые нумера”.

Правда… и самым великим литературным достижением этого общества стало расписание железных дорог.

У Замятинского Единого Государства и у Корпоративной культуры есть нечто общее. Это попытка создать систему “Идеальной несвободы”.

У меня же несколько иное видение “Корпоративной культуры”. В моем понимании, это когда предприятие не может обеспечить нормированный рабочий день, высокую зарплату, достойные условия труда, а это у нас в Ростове встречается сплошь и рядом, то менее затратный способ — это внедрять Корпоративную культуру в широкие массы трудящихся.

Пусть сотрудники не могут позволить себе накопить денег хоть на плохонькую однокомнатную квартиру, но зато они с гордостью выполняют благородную миссию своей организации, носят новенькую, красивую униформу, работают сверхурочно за себя и тех ребят, которых просто не посчитали нужным взять в штат.

Фактически, воспитание “Корпоративного духа”, своего рода мягкое и ненавязчивое зомбирование работников предприятия по изменению их восприятия действительности, внедрение в их подсознание мысли о том, что единственный и самый естественный способ их существования в этом мире – это работа на “Большую и серьезную Контору”.

По мнению автора, “Корпоративная культура”, это дешевый, но не лучший способ обеспечить высокую производительность и лояльность сотрудников. Кто её усердно внедряет, тот по всей вероятности не знаком с Законами развития систем и коллективов (разработкой этих вопросов занимались специалисты по ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, Ю.П. Саламатов и многие другие). Если бы были знакомы, то такие методы “выстраивания сотрудников”, как внедрение “корпоративной культуры”, штрафы за опоздания на работу, за невыполнение необоснованных планов давно бы ушли в прошлое, так что речи о самоподдерживающейся и саморазвивающейся организации (смотри эпиграф) и быть не может. О деградирующей и самомумифицирующейся, так это да!

В качестве альтернативного примера можно привести одно известное мне учреждение, где сотрудники приходят на работу в удобное для них время и уходят когда посчитают нужным, цербером над ними никто не стоит, гимны петь не заставляют, культуру корпоративную не внедряют. Только по субботам и воскресеньям там почему-то людно…

P.S. Кстати о знакомой, о которой шла речь в начале статьи. Она осталась работать на старом месте. Зарплата там была чуть поменьше, но руководство не страдало истерией, сотрудники предпочитали получать удовлетворение более естественным путем, а любить помимо компании дозволялось ещё и собственного мужа.

© Аллавердян В.В., 2006

Ваше сообщение было отправлено.

В ближайшее время мы вам ответим.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять