В стране, где на протяжении последних десятилетий всё постоянно дорожает, далеко не просто разобраться, как формируются цены (стоимость) на всяко разные бизнес-услуги. Услуги, где Вы получаете в конечном итоге не «материальный», а интеллектуальный или «информационный» продукт. При этом первая мысль, которая Вам приходит в голову – дорого! Так ли это на самом деле? Давайте разбираться!
Ни кто не будет отрицать тот факт, что подготовка любого, даже самого простого инвестиционного проекта (или бизнес-плана) – это затраты. Очевидно, что затраты могут колебаться как в широком, так и в узком диапазоне.
В первую очередь, давайте выделим возможные группы затрат по разработке инвестиционного проекта. Предположим, они следующие:
- Аренда или амортизационные отчисления на офисное помещение.
- Расходы на коммунальные платежи (при пользовании офисом или иным помещением).
- Заработная плата и налоги на заработную плату (которые составляют 30% от ФЗП).
- Командировочные и иные расходы по подготовке проекта.
- Приобретение необходимой информации (отчеты, базы данных и т.д.) если в этом есть производственная необходимость.
- Затраты на конкурентную разведку (если в этом есть производственная необходимость).
- Привлечение сторонних экспертов по проекту (если в этом есть производственная необходимость).
- Канцелярские и хозяйственные расходы.
- Другие затраты не попадающие в п. 1-8.
Очевидно, что для «несложных» инвестиционных проектов, некоторых статей затрат не будет в принципе и тем не менее, давайте разберем себестоимость условно сложного инвестиционного проекта. Давайте посчитаем, какие затраты могут быть в принципе и какую величину они могут составить.
Во вторую очередь, желательно определиться со сроками выполнения работы. Это крайне важно для корректного расчета издержек по п. 1-3. Итак, что получается?
Таблица № 1
|
Стоимость, руб. |
Доп. информация |
Итоговая стоимость, руб. |
1. Аренда или амортизационные отчисления на офисное помещение. |
12 000 |
Срок подготовки проекта — 1 мес. |
12 000 |
2. Расходы на коммунальные платежи. |
4 000 |
|
4 000 |
3. Заработная плата и налоги на заработную плату, руб./час (без учета налогов) |
750 |
Трудозатраты 100 часов |
97 500[1] |
4. Командировочные и иные расходы по подготовке проекта[2]. |
5 000 |
Экспертно |
5 000 |
5. Приобретение необходимой информации (отчеты, базы данных и т.д.). |
35 000 |
Обзор рынка |
35 000 |
6. Затраты на конкурентную разведку. |
— |
нет |
|
7. Привлечение сторонних экспертов по проекту. |
— |
нет |
|
8. Канцелярские и хозяйственные расходы. |
1 000 |
Переплет, бумага, картриджи, хозрасходы |
1 000 |
Итого, себестоимость без учета налога на доход, руб. |
|
|
154 500 |
Налог на доход, 6% |
9 270 |
||
Себестоимость итого, руб. |
163 770 |
Очевидно, что в данной таблице не хватает строки – «прибыль предпринимателя», которая, как правило, может варьировать от 20 до 100 %. С ней, таблица примет следующий вид:
Таблица № 2
|
Стоимость, руб. |
Доп. информация |
Итоговая стоимость, руб. |
1. Аренда или амортизационные отчисления на офисное помещение. |
12 000 |
Срок подготовки проекта — 1 мес. |
12 000 |
2. Расходы на коммунальные платежи. |
4 000 |
|
4 000 |
3. Заработная плата и налоги на заработную плату, руб./час (без учета налогов) |
750 |
Трудозатраты 100 часов |
97 500 |
4. Командировочные и иные расходы по подготовке проекта. |
5 000 |
Экспертно |
5 000 |
5. Приобретение необходимой информации (отчеты, базы данных и т.д.). |
35 000 |
Обзор рынка |
35 000 |
6. Затраты на конкурентную разведку. |
— |
нет |
|
7. Привлечение сторонних экспертов по проекту. |
— |
нет |
|
8. Канцелярские и хозяйственные расходы. |
1 000 |
Переплет, бумага, картриджи, хозрасходы |
1 000 |
Итого: |
154 500 |
||
Прибыль предпринимателя — 30% |
200 850 |
||
Налог на доход — 6 % |
12 051 |
||
Итого, рыночная стоимость работ, руб. |
212 901 |
||
С округлениями, руб. |
213 000 |
Если проект не столь сложен, его калькуляция, условно может выглядеть следующим образом:
Таблица № 3
|
Стоимость, руб. |
Доп. информация |
Итоговая стоимость, руб. |
1. Аренда или амортизационные отчисления на офисное помещение. |
0 |
Срок подготовки проекта — 1 мес. |
0 |
2. Расходы на коммунальные платежи. |
0 |
|
0 |
3. Заработная плата и налоги на заработную плату, руб./час (без учета налогов) |
500 |
Трудозатраты 40 часов |
26 000 |
4. Командировочные и иные расходы по подготовке проекта. |
0 |
Экспертно |
0 |
5. Приобретение необходимой информации (отчеты, базы данных и т.д.). |
0 |
Обзор рынка |
0 |
6. Затраты на конкурентную разведку. |
— |
нет |
|
7. Привлечение сторонних экспертов по проекту. |
— |
нет |
|
8. Канцелярские и хозяйственные расходы. |
500 |
Переплет, бумага, картриджи, хозрасходы |
500 |
Итого: |
26 500 |
||
Прибыль предпринимателя — 20% |
31 800 |
||
Налог на доход — 6 % |
1 908 |
||
Итого, рыночная стоимость работ, руб. |
33 708 |
||
С округлениями и скидкой, руб. |
30 000 |
Затраты в конкурентной разведке
Остановимся немного на возможных затратах, связанных и с конкурентной разведкой. Допустим, перед разработкой инвестиционного проекта — фирмой ООО «Гантели и пирожки +», занимающейся торговлей продуктами питания, стоит задача проанализировать конкурентов, выявить их сильные и слабые места и т.д. с целью реализации собственного инвестиционного проекта по расширению, укрупнению, завоеванию и т.д.
Какая информация нам, с одной стороны интересна, с другой необходима? Могу предположить, что следующая:
Вся информация, связанная с учредителями (если это не ИП) и аффилированными фирмами, начало деятельности, руководители, менеджеры (их опыт работы). Инфраструктура предприятия, количество работников, ассортимент, автотранспорт, финансовые показатели и т.д. Сильным и слабым сторонам конкурентов, их технологичностью и др. факторам.
Допустим, Вы заключили договор с фирмой, занимающейся маркетинговой разведкой и Вам, после согласования технического задания, выставили счет на 120 000 руб. Много это или мало?
Вопрос открытый, так как Вы не имеете ни малейшего представления о тех затратах, которые они предполагают понести выполняя данную работу, но давайте считать…
Однако прежде чем начать считать, Вы, как организация, должны написать техническое задание (ТЗ) и согласовать его с Исполнителем. И если Исполнитель адекватен (что бывает далеко не всегда), то он на этапе техзадания, он в состоянии озвучить стоимость работ (услуг), так как стоимость, по логике (которая не всегда присутствует в бизнесе) напрямую зависит от трудозатрат, которые можно спрогнозировать исходя из ТЗ.
Допустим, Вы согласились с ценой и через 3 недели получили аналитический отчет, который содержал в себе:
Информацию по учредителям, реквизитам и аффилированным фирмам.
Кредитную историю по организациям.
Финансовые показатели.
Информацию об ассортименте, наценке, количестве работников, инфраструктуре и т.д. согласно техническому задания.
Другую информацию согласно ТЗ.
Выводы по проведенному исследованию, графики и диаграммы.
Рекомендации.
Часть информации из аналитического отчета представлена в таблицах № 4 и 5
Сводная таблица по анализируемым предприятиям:
Таблица № 4
|
ООО «Гантели и пирожки +» |
ООО «Баламут» |
ПБОЮЛ Синеок Ю.Ю. |
ЗАО «Поляна» |
Год регистрации |
2007 |
1998 |
2002 |
2005 |
Вид деятельности |
Оптовая и мелкооптовая торговля продуктами питания, розничная торговля |
Оптовая и мелкооптовая торговля продуктами питания |
||
Количество сотрудников |
55 чел. |
Около 40 |
Около 40 |
Около 45 |
Ассортимент |
600-700 наименований |
250-300 наименований |
около 1 тыс. наименований |
около 1 тыс. наименований |
Номенклатура |
Принимаем за 100 % |
Пересекается с «Арарат» на 50-55 % |
Пересекается с «Арарат» на 80 % |
Пересекается с «Арарат» на 60 % |
Средневзвешенная наценка[3], % |
9 |
8 |
10 |
12 |
Доля рынка по г. Новые Валуны, % |
20 |
15 |
10 |
22 |
|
|
|
|
|
Инфраструктура: |
|
|||
Месторасположение офиса |
Центр |
Окраина |
Центр |
Окраина |
Склады: |
Капитальные строения. Приспособленные для хранения продуктов питания. |
|||
Месторасположение |
Окраина города |
Окраина города |
Окраина города |
Центр |
Площадь, кв.м. |
3500 |
Около 3700 |
Около 2700 |
Около 5000 |
Дополнительная информация |
— |
Возможность погрузочно-разгрузочных работ не больше, чем 1 автомашина |
Затруднен проезд |
Затруднен проезд и возможность погрузочно-разгрузочных работ для большегрузного транспорта |
Автотранспорт: |
|
|||
Грузовой |
4 |
2 |
1 |
3 |
Развозка (Газели и другие марки) |
8 |
5 |
4 |
9 |
Количество торговых агентов, чел. |
14 |
11 |
10 |
15 |
Таблица № 5
Финансовые показатели за последние 3 года |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
|
|
|
Выручка от реализации, млн. руб. |
|
|
|
ООО «Гантели и пирожки +» |
40 |
44 |
46 |
ООО «Баламут» |
33 |
31 |
32 |
ПБОЮЛ Синеок Ю.Ю. |
10 |
12 |
11 |
ЗАО «Поляна» |
43 |
46 |
45 |
|
|
|
|
Чистая прибыль, млн. руб. |
|
|
|
ООО «Гантели и пирожки +» |
0,80 |
0,79 |
0,69 |
ООО «Баламут» |
0,99 |
0,62 |
0,96 |
ПБОЮЛ Синеок Ю.Ю. |
0,35 |
0,42 |
0,39 |
ЗАО «Поляна» |
0,65 |
0,37 |
0,32 |
|
|
|
|
Рентабельность продаж, % |
|
|
|
ООО «Гантели и пирожки +» |
2,0 |
1,8 |
1,5 |
ООО «Баламут» |
3,0 |
2,0 |
3,0 |
ПБОЮЛ Синеок Ю.Ю. |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
ЗАО «Поляна» |
1,5 |
0,8 |
0,7 |
А теперь, давайте составим калькуляцию по полученному отчету исходя исключительно из наших предположений о трудозатратах и их возможной стоимости.
Очевидно, что для выполнения такого рода работы необходимо, как минимум 3-4 человека, обладающими специальными навыками. Другими словами, их заработная плата будет составлять не 1,5$ , а несколько выше…
Очевидно, что с большой натяжкой можно предположить сколько времени необходимо для выполнения подобного рода работ.
Таблица № 6
|
Стоимость, руб. |
Доп. информация |
Трудозатраты в часах |
Итоговая стоимость, руб. |
Затраты на наблюдателей (2 чел.) |
500 руб./час |
Срок работы 14 день |
140 |
91 000[4] |
Затраты на аналитиков (2 чел.) |
1000 руб./час |
Срок работы 5 день |
20 |
26 000 |
Приобретение необходимой информации (отчеты, базы данных и т.д.). |
|
|
|
30 000 |
Затраты на автотранспорт |
|
|
|
5 000 |
Канцелярские и хозяйственные и прочие расходы. |
|
|
|
3 000 |
Итого: |
155 000 |
|||
Прибыль предпринимателя — 20% |
31 000 |
|||
Итого, руб. |
186 000 |
|||
Налог на доход — 6 % |
11 160 |
|||
Итого, рыночная стоимость работ, руб. |
197 160 |
|||
С округлениями и скидкой, руб. |
190 000 |
Учитывая, что у специализированного предприятия, имеется опыт работ и, возможно, они не в полной мере учитывают затраты на налоги, то счет на 120 000 руб. исходя из оценочных расчетов, кажется вполне адекватным.
© Аллавердян В.В., ООО «Оценочно-консалтинговая компания «ИКР-Консультант», 2017 г. специально для проекта www.openbusiness.ru