Инвестиционный консалтинг

Бизнес… которого нет.

Мне захотелось написать о бизнесе, которого в настоящий момент не существует в России, но его появление можно ожидать в ближайшем будущем. Это очень интересный и специфический бизнес с ограниченным числом операторов в начале и последующем их увеличении на более поздних стадиях.

Этот бизнес, как ни странно, связан с «прямыми» инвестициями в реальный сектор экономики с целью увеличения объемов производства того или иного продукта. То есть, с увеличением ВВП, чего так хочет наш Президент.

Как и каждый бизнес, этот будет иметь свои плюсы и минусы, но, как мне кажется, плюсов будет значительно больше.

Ни для кого не секрет, что в России есть производственные предприятия, которые работают с прибылью, но есть и работающие с убытками. И таких предприятий, скажем так… немало.

Сразу оговорюсь, что предприятия, работающие с прибылью, нас не интересуют. Они живут своей жизнью, и возможно, будут работать с прибылью и дальше. В данный момент нас интересуют предприятия, которые являются или банкротами, или находятся в предбанкротном состоянии. Одним словом, «лежат на боку» в ожидании чуда, которое не произойдет.

Почему они работают с убытками? Причины могут быть самые разные. На эту тему уже так много написано, что не хочется повторяться. Воспримем это, как факт.

Плохо ещё и то, что у нашего государства нет четкой, продуманной, многоходовой инвестиционной политики. Государство как бы само по себе, а бизнес, как мелкий, так и крупный, сам по себе. В связи с этим инвестиционные процессы начинают носить схоластический характер. Допустим, транснациональные компании, реализующие в России инвестиционные проекты и работающие на Российском рынке. У них денег много. Но не надо забывать, что мелкий российский бизнес начинался с производства шлакоблоков, растительного масла и сетки-рабицы.

С тех пор многое изменилось, но подходы к решению проблем, связанных с производством, как мне кажется, остались те же, что и 15 лет назад. Приведу пример «чисто российского бизнеса». Стоит где-нибудь в области маленький молзавод. Старое, давно не ремонтированное строение, полукустарное оборудование, подворовывающие рабочие, получающие низкую заработную плату, да объемы переработки небольшие — 20-30 тонн/сутки. Приезжает в соседнюю деревню предприниматель. Любуется донскими просторами, а тут ему мысль подбрасывают: «а не открыть ли здесь молкомбинат»?. Маленький такой, хорошенький. И вправду, почему бы и не открыть? Надо ж куда-то деньги «вкладывать» (читай инвестировать). Проходит 6-8 месяцев, и приглашенный поп освящает новое производство. Всё хорошо, появились новые рабочие места, местная администрация отчиталась перед вышестоящей. Все счастливы, только молока больше не стало. И… в результате так называемой конкуренции, молока (сырья) на два завода просто не хватило. В итоге, из-за снижения объемов производства на первом и недозагрузкой сырьем второго молзавода, остановились оба производства. Впоследствии оборудование недавно «освященного» молзавода было продано, демонтировано и вывезено в неизвестном направлении. Напрашивается вопрос, а кому нужен такой бизнес, когда оба так называемых конкурента остаются в дураках и без денег? Очень хочется верить, что никому. Однако приведенный пример — это не единичный случай. Думаю, что каждый за последние 10-15 лет сталкивался с подобного рода «красным» бизнесом и не сомневаюсь, что подобные метаморфозы ещё долгое время будут иметь место. Почему так происходит, и будет происходить в дальнейшем? Вы сейчас сами поймете.

Сколько было в Ростове компаний, занимающихся производством «окон, из которых не дует» пять лет назад, и сколько сейчас? А сколько их останется через 3 года? Никто не ответит, по причине того, что это непростые вопросы. И вопросы эти связаны со всем знакомым нам словом МАРКЕТИНГ.

Конечно, каждая уважающая себя фирма имеет в своем штате маркетолога, а то и нескольких. Другое дело, что задачи, которые ставятся руководством перед маркетологами, в большей степени ориентированы на решение не «глобальных» задач, а текущих, зачастую менее актуальных, чем те, которые на самом деле может и должен решать данный специалист. А в такие вопросы, как изменение коньюктуры, определения ёмкости рынка, перспективы развития конкретного предприятия внесет ясность далеко не каждый. Нет ни знаний, ни опыта, ни видения ситуации.

Вот и получается, что организуются новые производства, с одной стороны, без особой ориентации на рынок, а с другой стороны, уже существующие производственные мощности простаивают.

Сколько Ростовской области необходимо кирпича, растительного масла, комбикормов, радиоприемников и телевизоров? Какова емкость того или иного рынка? Каким он будет через пять лет? А через десять? Только обладая такими прогнозами или исследованиями, с высокой долей вероятности можно затевать какое-либо серьезное производство (на уровне не «мелкого», а «среднего» бизнеса) и быть уверенным, что проект не провалится.

Говорят, что статистика знает все. Так ли это на самом деле? Может и так, только я в 1998 году заказывал справку о том, сколько в Ростовской области производилось муки за последние 4 года. И, к моему удивлению, предоставленные цифры (за которые была заплачена кругленькая сумма) отражали такую тенденцию: «чем выше были урожаи зерновых, чем меньше было намолото муки». Может, по жизни оно так и есть, только как-то это неправильно. Остается спросить, а зачем нужна такая статистика, которая мягко сказать «необъективна»? Только спрашивать не у кого. А пока… А пока будет наблюдаться такая же картина, как и ранее. И порой, может казаться, что существует замкнутый круг, из которого нет выхода. Но это не так.

Что же происходит с «убыточными» производственными предприятиями на сегодняшний день? Они… или что-то производят или не производят ничего, и «существуют» за счет сдачи площадей в аренду под магазины, склады и т.д. На переоснащение производства с целью выпуска другой, востребованной рынком продукцией, естественно, нет средств, а иногда и желания. Вот так они поживают.

И что же с ними делать? Банкротить и распродавать, а на их месте (производственные площади и коммуникации) создавать новые производства. Производства, которые будут выпускать востребованную продукцию. Что это будет за продукция? На этот вопрос должны ответить маркетологи. Причем, это должна быть не просто всем известный продукт, а продукт или наделенный новыми свойствами (специальные «мягкие» сухарики «Кириешки для бабушек и дедушек») или продукция (услуги) изготовленная по принципиально новой технологии или из новых материалов (ещё совсем недавно, сборные коттеджи казались нам чем-то фантастическим). Всем известно, когда присутствует элемент новизны — это всегда престижней, интересней и рентабельней, разумеется. Вспомните рекламу про то, как легко и удобно переносить пиво «Тиньков». Вот! Но «Тиньков» это, частный случай. Появление НОВОГО — это всегда событие, это более высокая рентабельность, это перспективы. Помните, стоимость первых сотовых телефонов, первых пластиковых окон, и сколько они стоят сейчас?

Конечно, всё это не просто. Это чрезвычайно сложно. Многое зависит ещё и от того, что производить. Нужно честно и откровенно признать тот факт, что соревноваться с производителями из Юго-Восточной Азии по большинству позиций представленных на Российском рынке (электроника и бытовая техника) дело бесперспективное. Что в ближайшее время у нас не будет процессора «INTEL» и не будет много другого. Но это вовсе не означает, что у нас нельзя сделать приличные стиральные машины или кондиционеры. Смотрите, как динамично развивается пищевка, и как чахнут предприятия машиностроения. Значит проблема в чем-то другом? Может это кому-то очень выгодно, что бы простаивали наши предприятия, и успешно развивался импорт, как ширпотреба, так и наукоёмкой техники? Может кому-то выгодно, чтобы профессиональный инженерный корпус по достижении пенсионного возраста вышел на пенсию не оставив достойную смену? Да что там инженерный корпус, управленцев толковых как не было, так и нет. И хоть 10 000 $ ему плати, он лучше управлять, просто не сможет. Не потому, что не хочет, а потому, что не умеет, и никакие Президентские программы тут не помогут.

Как вот в таких условиях бизнесом заниматься? Тем более реальным сектором экономики. Однако заниматься им просто необходимо, жизненно важно для нашего государства. Надеюсь, что никто не будет спорить по этому поводу. Осталось только выяснить, кто же будет инвестором? На какие деньги будут создаваться новые, пусть не очень большие, но производственные предприятия?

У меня, такое предположение, что кроме коммерческих банков, больше некому. Не потому, что они вдруг «осознают» своё истинное предназначение как инвесторов в реальный сектор экономики. Нет. Их надо просто заинтересовать. Они ж коммерческие банки. Они должны все просчитать и убедиться, что дело прибыльное и риски не высоки. Плюс, возможная поддержка со стороны областной администрации. А как без неё? Плюс страхование рисков по конкретному инвестиционному проекту. В общем, неплохо получиться бы, но не сейчас. Позже. Года так через два или три. Не готовы мы к этому психологически. Южный менталитет, понимаешь. Нам бы всё торговать и торговать.

А выглядеть реализация данной программы будет примерно следующим образом:

Рано или поздно, наскучит россиянам покупать, что-то импортное и появится хороший инвестиционный проект. Кто его подготовит, и от кого будет исходить эта инициатива, это другой вопрос. Общая сумма инвестиций, к примеру, составит 1 млн. долларов. Вокруг этого проекта кооперируется 2-3 банка, а возможно и 1 банк и будет зарегистрировано Акционерное общество открытого типа с Акционерным капиталом в 1 млн. долларов. Это, именно та сумма, которая необходима для того, что бы полностью реализовать проект. По большому счету банкам или банку всё равно, что это будет за производство, для них важен конечный результат, а именно его запуск и успешная последующая работа предприятия (т.е. с прибылью), что повлечет за собой через определенное время капитализацию акций данного Акционерного общества. Причем, номинальная стоимость 1 акции, не должна превышать 1-10 руб. Допустим, Акционерное общество зарегистрировано, уставной капитал сформирован, началась реализация проекта.

За счет акционерного капитала приобретается недвижимость, технологическое оборудование и прочие материальные и нематериальные активы. При этом, PR-щики как банков, так и созданного ОАО проводят масштабную рекламную кампанию по «раскручиванию» нового предприятия. Акции ОАО, начинают котироваться на чуть тлеющем фондовом рынке. Проходит 6-12 месяцев и начинает работать производство. Время продавать Акции. Причем первые попытки продажи можно начинать уже за 2-3 месяца до начала производства. К моменту «запуска» производства, они уже должны появиться и на Московском фондовом рынке. При «запуске», они должны «подорожать». При этом в игру на повышение стоимости акций может вступить и рядовой игрок. Что стоит среднестатистическому гражданину купить 10 000 акций по цене 1 руб. Необходимая сумма — 10 000 руб. Может начаться интереснейшая фондовая игра, которая в значительной степени оживит фондовый рынок и, разумеется, если производство будет работать стабильно — нормально, т.е. с прибылью, то рыночная стоимость акций будет расти.

Таким образом, банки будут иметь возможность, как первоначальные инвесторы, в течении определенного времени, реализовать свои пакеты акций на вторичном фондовом рынке не по номинальной стоимости, а по рыночной, которая будет превосходить номинальную (в зависимости от множества факторов) не менее чем на 30-50 %.

Очень интересный момент. Со дня регистрации Акционерного общества и до выпуска готовой продукции может пройти от 6 до 12 месяцев. Судите сами, если Вы купили 1 Акцию за 1 руб., а через год продали по 1,5 руб. Вроде бы 1 руб. не деньги и прибавка в 50 копеек незначительна. А если это 100 000 пакет акций? При ставке рефинансирования в 16 % годовых, заработать 15-25 % за 6 месяцев или 30-50 % за год от продажи акций не так уж и плохо. Главное — всё грамотно организовать. И как я вижу, это Основная проблема, но и перспективы ведения такого бизнеса тоже неплохие.

В принципе, данная схема похожа на схему работы зарубежных Венчурных фондов. Одно лишь отличие, венчурные фонды вкладывают деньги (приобретают пакеты Акций) в уже существующие предприятия, а в нашем конкретном случае, инвестиции направляются в новое, создаваемое предприятие. Вот, пожалуй, и всё.

Конечно, я отдаю себе отчет в том, что данную идею можно критиковать безжалостно и беспощадно. Всё это так! А кто пробовал заниматься таким бизнесом? Что думают по этому поводу читатели и специалисты? У «Глории Джинс» получается, у Москвичей получается, а у Ростовчан нет? Значит проблема не только в финансовой сфере, а в чем-то другом. Уж, не в человеческом ли факторе? Мне так кажется, что в нем. А Вам?

Приложение 1. Требование к инвестиционному проекту.

  1. Срок реализации инвестиционного проекта от начала до запуска производства не должен превышать 14 — 18 месяцев. Оптимально — 6-12 мес.
  2. Производимый продукт должен быть востребован рынком и, как следствие, потребители продукта должны быть платежеспособны.
  3. Объемы производства и, соответственно, продаж должны быть максимально возможными. Это должен быть как минимум не «малый», а «средний» бизнес.
  4. Недвижимость должна быть приобретена по минимально возможной цене. Только последующая её переоценка может увеличить стоимость акций не менее чем на 10 — 15 %.

© Аллавердян В.В., 2003 г.

Ваше сообщение было отправлено.

В ближайшее время мы вам ответим.