Инвестиционный консалтинг

Инвестиционная психотерапия

Занимаясь инвестиционным консалтингом (прямые инвестиции) более 20 лет, приходится часто наблюдать жизненные ситуации, когда предприниматели  (потенциальные заказчики) оказываются, настолько оторваны от бизнеса, которым  занимаются, что мне уже давно хочется ввести новую «услугу», которая бы называлась «инвестиционная психотерапия».

В чем же выражается «оторванность от бизнеса»? Это вопрос очень интересный. Попробую остановиться лишь на нескольких основных факторах. Это:

  • Непонимание рынка.
  • Непонимание тенденций происходящих в бизнесе в частности и в мире в целом.
  • Отрыв от реальности.
  • Отсутствие видения рисков в бизнесе.

Непонимание рынка

Иногда, возникает ощущение, что 90-е годы ещё не закончились. Даже в 21 веке с таким понятием, как «ёмкость рынка», знакомы, увы, далеко не все. И не учитывая этот фактор, у большей части инициаторов инвестиционных проектов существует стойкая доминанта (практически доминанта А.А. Ухтомского), что их продукция очень важная, нужная и она будет раскупаться как жаренные пирожки хорошего качества именно в тех объемах, которые запланированы инициатором.

Пример из моей книги «Инвестиционный консалтинг»:

«Одним из основных критериев понимания любого рынка при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта является емкость рынка, а также сопутствующие показатели, такие как сегмент рынка, чаще говорят доля рынка предприятия, которую оно занимает (или предполагает занять), динамика емкости рынка и тенденции рынка.

С одной стороны, вещи эти довольно простые, с другой – архиважные в плане проектирования будущего бизнеса. К сожалению, довольно часто я сталкивался с полным непониманием этой проблемы. Например, некоторое время назад из уст одного руководителя крупного пищевого предприятия (приглашенного поруководить в Ростов-на-Дону из Москвы) я услышал фразу, которая поразила меня своей «нестандартностью». Сказал он буквально следующее: «Рынок резиновый – сколько произведем, столько и продадим!» Однако продать именно столько, сколько произвели, не получилось, и он был отправлен обратно в Москву, как не оправдавший надежды собственников бизнеса».

Был и другой забавный случай, когда ко мне обратился один руководитель кадрового агентства (гуманитарий гуманитарием) с вопросом-предположением о том, что… неплохо было бы в Ростове-на-Дону открыть «производство лампочек «Филипс». Это при том, что на тот момент Филипс строил завод в Польше, который по своему ассортименту и объемам производства закрывал потребность Европы процентов на 30-40. Но больше всего, мне понравился его вопрос: «Как ты считаешь, они (в смысле «Филипс») против не будут?)».

Это вообще не комментируется!

Остается добавить, что «рынок» — это не только ёмкость рынка, но и многие другие, важные и менее важные факторы и, что они постоянно видоизменяются по самым разным причинам. И это всегда нужно всегда «иметь в виду». Вообще, каждый фактор можно разбирать долго и подробно, однако это не цель данной статьи.

Непонимание тенденций происходящих в бизнесе

В мире всегда что-то происходит. Меняется всё и скорость изменений с каждым годом возрастает. Именно поэтому, имеет смысл говорить о том, что бизнес должен быть «мобильным». Мобильным, не в плане иметь возможность видоизменяться с переходом от одного вида деятельности к другому, что само по себе интересно, но, в большинстве случаев, проблематично, а в плане подстраиваться под происходящие изменения.

При этом изменения происходят в разных сферах, в т.ч. и технологических. На наших глазах появились пейджеры, но в течение нескольких лет были замещены сотовыми телефонами. Пленочные фотоаппараты начали замещаться моментальной фотографией по технологии кодак, но, увы..   многим известная фирма «Кодак» (тайно имевшая маленький ядерный реактор в головном офисе, который по некоторым сведениям не состоящий на учете в МАГАТЭ) так же не смогла преодолеть «технологический барьер» и вовремя не перейти на цифру.

Бизнес должен отслеживать изменения, происходящие не только на рынке, но и многие другие и подстраиваться под них вовремя, принимая те или иные «Управленческие решения», иначе беда! Как с Кодаком, например.

Однако понимание тенденций развития рынка и вовремя принятые решения – это скорее исключение из правил. Происходит это далеко не всегда и бизнес, ещё вчера бизнес, работающий с прибылью, через некоторое время начинает приносить убытки. А учитывая тот факт, что экономические тенденции последних лет не настраивают нас на оптимистический лад, нужно понимать, что работать на «падающем рынке» придется ещё долго.

Отрыв от реальности

Что такое отрыв от реальности? Отрыв от реальности – это искажённое восприятие лицом принимающим решения «окружающей среды». Если точнее, то отсутствие понимания фактов и событий или их неадекватная интерпретация с последующими «неправильными» выводами (умозаключениями) и решениями.

А в бизнес-среде, всегда идут турбулентные течения. Иногда это видно невооруженным взглядом, а иногда – это трудноразличимые, скрытые изменения, которые остаются незамеченными и в повседневной суете на них порой, мало кто обратит внимание, даже если и заметит.

Особенно бросается в глаза «отрыв от реальности», когда предприятие находится в не комфортном финансовом состоянии, что сейчас явление повсеместное. Вы встречались с таким явлением?

Если все заблуждения систематизировать, то 4 наиболее бросающиеся в глаза следующие:

Кризис, рано или поздно закончится.

Мы сейчас работаем в убыток, но наши конкуренты скоро разорятся (?) и мы опять «заработаем в плюс».Кризис, рано или поздно закончится.

Нельзя сказать, что сие утверждения иррациональны, однако и всерьез их воспринимать я бы не стал. Однако есть ещё одна фраза, которая как раз изначально и была «заблуждением», точнее обманкой: «рынок всё расставит на свои места».

Ан нет, не расставил!

И четвертое заблуждение мое самое любимое! Каждый собственник бизнеса, не обладая специальными узкопрофессиональными знаниями, знает, сколько стоит его бизнес!  При этом фантазии собственников настолько зашкаливают, что отличаются от реальной стоимости в десять, двадцать, а иногда и в пятьдесят раз!

Отсутствие видения рисков в бизнесе

Мне, довольно часто задают следующий вопрос: «А вы можете «просчитать риски?». При этом задающая сторона не всегда до конца представляет, а что она хочет получить «в итого»? То ли цифру в процентах (вероятность того или иного риска (?)), то ли добрый совет как риск снизить / или избежать? Возможно, что-то иное, неведомое и загадочное.

Вообще ведение бизнеса в России, на мой взгляд, можно выразить следующей метафорической формулой: «Риски для бизнеса в России не равны 100%, но удивительным образом приближаются к этой цифре»! По этому поводу можно долго дискутировать, но факт остается фактом. Это касается как ведения уже существующего бизнеса, так и пока несуществующего, виртуального (при разработке инвестиционного проекта). Бизнеса нет, а риск, что организованный бизнес не заработает, очень высок!

А теперь об «инвестиционной психотерапии»… Что это за услуга? Я бы суть её сформулировал следующим образом:

 Инвестиционная психотерапия – это возможность инициатора инвестиционного проекта совместно со специалистом трезво и адекватно попытаться оценить бизнес — идею на предмет её реализации в будущем, отбросив в сторону все фантазии, интеллектуальные глюки и умозаключения инициатора проекта.

Порой, это бывает очень полезно и продуктивно! Почему? Ровно потому, что очень часто бизнес-идеи инвестиционных проектов возникают на пустом месте и за этими идеями ничего нет кроме воспалённой подкорки головного мозга инициатора проекта. То есть совсем ничего! Ни кто не имеет желания, а иногда и возможностей вкладываться в исследования и консалтинг. Все идут по наитию. А вот это и есть плохо и вот как раз тут, рынок сам расставит всё на свои места! Правда, последствия от таких расстановок могут быть самыми плачевными неблагоприятными. В лучшем случае, таксистов станет больше (а что ещё умеют делать нынешние диреХтора?) и будут они рассказывать своим пассажирам байки о том, что… и они были когда-то «рысаками» (бизнес-рысаками).

В заключении, хочется остановиться и вот на каком моменте. Автор статьи, безусловно, не эталон понимания всего и вся в бизнесе. Однако 20 летний опыт в области инвестиционного консалтинга, специализированное образование и банальное применение элементов «системного анализа» в большинстве случаев позволяет не только отделить семя от плевел, но и определенную часть инвестиционных проектов сделать более «рабочими и жизнеспособными», что в значительной мере позволяет снизить риски при их реализации.

Ваше сообщение было отправлено.

В ближайшее время мы вам ответим.