В данном случае мы не рассматриваем рыночную стоимость акционерных обществ, стоимость которых условно можно посчитать, перемножив количество акций на их текущую биржевую стоимость. Почему? Потому, что котировки акций на биржах несут в себе авантюрную составляющую, которая далеко не всегда имеет отношение к реальности.
Зачет нужно знать рыночную стоимость предприятий? Для каких целей? В каких случаях возникает такая потребность? Необходимость в «точном» знании рыночной стоимости предприятия возникает в случае, если речь идет о покупке предприятия. Никто не желает платить больше, чем оно, предприятие стоит на самом деле. Однако могут быть и другие нужды. Это залог долей или акций предприятия, слияние и поглощения, да и банальная ежегодная оценка стоимости предприятия может рассказать собственнику стагнирует ли его предприятие или развивается.
Как-то меня, как оценщика и специалиста по разработке инвестиционных проектов, пригласили поучаствовать в переговорах, и эти переговоры мне запомнились надолго, если не навсегда. Самое забавное в них – это обсуждение стоимости предприятия (бизнеса)!
Диалог между собственниками и потенциальным покупателем был примерно следующий:
— В какую цену Вы оцениваете предприятия?
— В 6 млн. рублей.
— Почему именно 6 млн. руб.? Кто-нибудь проводил его оценку?
— Нет.
— У предприятия есть активы на 6 млн. руб.?
— Нет.
— По имеющимся у нас данным «чистые активы» Вашего предприятия близки к нулю…
—???
— Так почему 6 млн. руб.
— ???
Как выяснилось позже, стоимость предприятия складывалась самым, что ни на есть, «правильным» способом: просто каждый из собственников хотел «получить» примерно по 2 млн. руб. для удовлетворения собственных нужд, а собственников было три. Вот оттуда и 6 млн. рублей. Всё просто!
Но оценка предприятия (бизнеса) дело не совсем простое, не дешёвое, требующее наличие определенного опыта и уровня подготовки у оценщика. Как правило, собственники бизнеса, с методологией оценки не знакомы и подобного опыта не имеют. Не имеют, но ИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОНИ ТОЧНО ЗНАЮТ, СКОЛЬКО СТОИТ ИХ БИЗНЕС! Это и есть основное противоречие! Оно же и иллюзия!
Собственники бизнеса, не владея методологией оценки, оценивает свой бизнес исходя из «своей картины мира», которая, как правило, сюрреалистична и при этом, доводы профессионалов для них «не указ». Именно поэтому, когда речь заходит о купле-продаже предприятия (бизнеса), далеко не всегда сделка доходит до «победного конца». Почему? Потому, что запрашиваемая цена неадекватна существующим реалиям. Всё очень просто!
©, Аллавердян В.В., 2020