Иллюзии в бизнесе – 2. Или… о «ёмкости рынка» замолвим мы слово!

Мне интересно отслеживать тенденции, которые происходят в среде малого и среднего бизнеса. Сегодня я хочу написать ещё об одной «иллюзии», подмеченном факте или о заблуждении. Назовем его просто – «знание рынка». Разумеется, речь идет не о «знании рынка» рядовыми работниками (менеджеры продаж или маркетологами), а о т.н. лицах принимающих решения (ЛПР).

Что это за иллюзия (факт)? Он, этот факт, довольно интересен и я полагаю, что многие с ним сталкивались и не раз. Суть заключается в том, что лицу принимающему решение кажется (именно кажется), что о т.н. «рынке» на котором он работает, он знает всё или почти всё. Что его знания объемны, многомерны, многогранны и всеобъемлющи. Но главное, что они адекватны! Ни больше и ни меньше!

Однако часто бывает, что это не совсем так. Вернее, совсем не так! Приведу классический пример «рассуждений» лица «принимавшего» решение. Его, пригласили поруководить крупным пищевым предприятием в Ростов-на-Дону из Москвы (как хорошего руководителя и продажника). Из его уст я услышал фразу, которая поразила меня своей нестандартностью. Сказал он буквально следующее: «Рынок резиновый – сколько произведем, столько и продадим!» Однако продать именно столько, сколько произвели, не получилось, и он был отправлен обратно в Москву, как не оправдавший надежды собственников бизнеса.

Если вы подумаете, что это  единичный пример, то это не так. Около 10 лет назад в «ненаучном» дискусе-споре руководитель одного производственного предприятия из Волгодонска на полном серьезе убеждал меня, что средненькая годовая инфляция для его предприятия – Благо! Больше мы не общались.

Такие примеры можно «коллекционировать» и впоследствии написать книгу с условным названием «красный бизнес» или иным. Не знаю, возможно, его мнение на сей счет поменялось. Возможно, нет, но на просторах рунета можно найти статьи, авторы которых убеждают читателя, что инфляция – это хорошо!

Вообще, с т.н. «оценкой рынка», с «пониманием рынка» не знаю как в других регионах, но у нас беда! Часто приходится сталкиваться с тем, что при проектировании бизнеса (производственного или иного) мощности проектируемого «планируются» практически наугад и при этом они могут кратно превысить ёмкость рынка. А на замечание о том, что мощности, как и сбыт… как бы завышены… от постановщика задачи или собственника бизнеса может последовать ответ-вопрос в стиле: «А что, в другие страны (регионы) не продадим?» При этом, отрицательный ответ, как правило, не принимается, и последующий диалог начинает обрастать фантасмагорическими  предположениями, умозаключениями и гипотезами, за которыми ничего не стоит. Совсем ничего!

С другой стороны,  создавать бизнес на недостоверной информации, скорее всего, неправильно. Ни к чему хорошему это не приведет. Однако 30 летняя пропаганда «свободного рынка и новых возможностей» порой приводит к тому, что на основании сомнительных знаний полученных на скорую руку (типа МВА) и собственном, одноразово-положительном опыте, выстраиваются иллюзорные картины «понимания рынка», да и мироздания в целом.

Как правило, подобное «понимание» весьма ущербно и к реальности оно не имеет никакого отношения.

Возможно, такое понимание было лет 10 назад, но мир изменился до неузнаваемости, а вот уровень мышления лиц принимающих решения остался на уровне 2000 года.

Например, предположения, рассуждения или надежда на то, что их / нас кто-то ждет с распр. объятиями на рынках Западной Европы или Китая, Мексики или Конго, что твоя продукция «уникальна», дёшева и в мире не найдется чего-то подобного, ну и т.д., как правило, ущербны, вредны и ни чем не подкреплены.

Иногда, сложно собственнику бизнеса объяснить, что «войти» на зарубежный рынок, ну не то, чтобы нельзя в принципе, но очень проблематично. Проблематично, в силу разных причин. При этом затраты на продвижение, могут не покрыть планируемую прибыль на 5 лет вперед. С другой стороны, а что важнее, «войти на рынок» или «заработать»?

Если просто «войти», то можно продавать алкоголь за рубеж ниже себестоимости (как это делает Белоруссия) или продукты питания в Китай с нулевой прибылью. Почему бы и да? Однако рано или поздно, возникнет вопрос, а зачем? Что это за феномен такой и как его обозвать? Бизнес, ради бизнеса? Бизнес, ради самозанятости или всё же ради прибыли (коль мы ещё живём в капиталистической формации)?

Отсюда вывод… Фрагментарное понимание современного бизнеса, среды, в которой работает предприниматель, скрытые от глаз большей части российского бизнеса неписаные правила и механизмы его функционирования  не лучшим способом влияют на принимаемые решения и впоследствии, получаемые результаты.

Более того, это «фрагментарное понимание» (или фрагментарная умность) толкает предпринимателей к совершению грубых, изначально непросчитываемых ошибок (не лежащих в рамках обычной логики) которые, как правило, приводят к нежелательным, а иногда и к катастрофическим последствиям, что мы, в общем-то, и наблюдаем в последнее десятилетие.

Просто тов. каронавирус, однажды вылетев как джин из бутылки, стал неким катализатором и все деструктивные процессы стали ускоряться, проявляться чаще и заметнее. Всё это в ближайшие годы приведет к сильнейшим деформациям в существующей социальной системе и бизнес-среде и к этому нужно готовиться уже сейчас, если не вчера.

© В.В. Аллавердян В.В., 2020

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять